Сеть аэропортов необходимо развивать, потому что это то, что объединяет Российское государство. С таким заявлением выступил вчера Владимир Путин на совещании по вопросам строительства и реконструкции аэропортов в России, которое состоялось в Кавказских Минеральных Водах.
По мнению премьера, "для России с ее колоссальной территорией задача развития аэропортов является базовой". Более того, сейчас страна переживает бум авиаперевозок: за январь-май 2010 года они выросли на 32,3 процента по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. И хотя за последние два года в модернизацию аэропортов государством вложено 47 млрд рублей, имеющихся финансовых ресурсов все же недостаточно. На сегодня в реестр гражданской авиации входит 328 аэродромов. Срочная реконструкция необходима 46% взлетно-посадочных полос (ВПП) с искусственным покрытием, 18% ВПП с грунтовым покрытием требуют капитального ремонта. Только на 65% аэродромов есть система светосигнального оборудования. Как подсчитали эксперты, аэропортам, которые входят в национальную опорную аэродромную сеть, требуется ежегодно 65-70 млрд рублей из федерального бюджета. Разумеется, надо привлекать и ресурсы инвесторов, объяснял Владимир Путин, приводя примеры частно-государственного партнерства в московском Шереметьево, питерском Пулково, екатеринбургском Кольцово.
Впрочем, региональные вложения тоже не помешают. Несколько лет назад вступил в силу закон, согласно которому для расширения инвестиционного потенциала аэропортов их разрешили передавать субъектам. То есть регионы стали получать под свои инвестгарантии акции акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, а в некоторых случаях и имущество аэродромных комплексов. На сегодня собственниками таких акций стали, к примеру, Москва (аэропорт Внуково), Санкт-Петербург (аэропорт Пулково), Красноярский край (аэропорты Емельяново и Игарка). Правда, всего только 14 аэропортов нашли своих собственников в регионах. "Многие губернаторы обращались с прямой просьбой передать им это имущество. Это - ваша инициатива. Но, получив аэропорт, субъект обязан за счет своих средств или с привлечением инвесторов отремонтировать его самостоятельно. Будем отслеживать выполнение этих обязательств", - предупредил Владимир Путин.
В связи с этим досталось и.о. гендиректора Мурманского аэропорта Дмитрию Сластину, который сказал, что "строительство новой взлетно-посадочной полосы, будем надеяться, закончим в этом году".
- Что значит - надеяться? На кого надеяться? Где строители, где эти люди? Я их не вижу, - сказал премьер.
- Закончим в этом году, - чуть увереннее проговорил Сластин.
- Тогда чего пугаете нас? Вот и скажите: в этом году закончим. Повторите вслух!
Вдобавок Путин в очередной раз пожурил владельца "Базового элемента" Олега Дерипаску, когда его подчиненный Сергей Лихарев, гендиректор "Базэл Аэро", доложил о том, что расширение аэровокзального комплекса в Геленджике состоится только в том случае, если увеличится пассажиропоток. Премьер удивился такой экономической логике и изложил свою: "Просто ожидать роста пассажиропотока - это, конечно, понятно, но отсутствие аэровокзального современного комплекса может стать фактором ограничения этого роста пассажиропотока". В итоге Путин поручил минтрансу вместе с "Базэлом" определиться со сроками возведения аэровокзала.
Казалось бы, уже урегулированную проблему с пробками на Ленинградке освежил вице-премьер Сергей Иванов. Именно на него глава правительства возложил задачу разрулить ситуацию. Вчера Иванов заявил, что ремонтные работы на Ленинградском шоссе велись в нарушение выданных предписаний, которые "выдавались таким образом, что надо прекратить движение грузовых автомобилей и разработать план реконструкции этого путепровода. Получилось не совсем так". По состоянию "на неделю назад грузовики не были убраны, не был дан запрет на проезд этого участка дороги, и перекрытие состоялось без согласования с ГАИ, областными и со всеми властями, чтобы можно было народ оповестить заранее". В то же время Иванов подчеркнул, что на данный момент ситуация на дороге выправилась.
- Не должно быть таких сбоев, чтобы люди не страдали, - проговорил Путин.
В целом же проблема загруженности на трассе Москва - Петербург может быть преодолена через два-три года, когда частные инвесторы и российское правительство закончат строительство первого участка платной автодороги. Причем строиться он будет от другого места МКАД: не там, где начинается Ленинградское шоссе. По словам Сергея Иванова, это будет пятиполосная дорога без перекрестков и светофоров, и от МКАДа до аэропорта Шереметьево можно будет добраться за 15 минут. Иванов добавил, что, несмотря на шум, поднятый по поводу строительства этой трассы, поскольку она пройдет через Химкинский лес, Верховный суд признал "правоту этого проекта".
Между тем гендиректор ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" Михаил Василенко пожаловался премьеру на свалку рядом с аэропортом. "Сейчас мы столкнулись с критической необходимостью ликвидации незаконной свалки, устроенной в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы. Это реальная угроза безопасности полетов в аэропорту Шереметьево", - сказал Василенко, почувствовав в этом присутствие каких-то "темных сил". - Она находится на территории Московской области, власти области принимают меры для ее закрытия, проводят суды, но, видимо, есть чье-то влияние, которое не позволяет ее закрыть". "Мы найдем способ, безусловно, легальный, правовой способ решения этого вопроса", - пообещал Путин.
Кроме того, Василенко высказался за упрощение таможенных и пограничных процедур. А Сергей Лихарев обратил внимание на то, что на аэропортовое имущество была существенно снижена ставка налога, тогда как на аэродромное пока нет. По его словам, в Госдуме находится законопроект, который предусматривает обнуление ставки налога на аэродромное имущество, и надо ускорить принятие документа, иначе летом "придется пойти на повышение цен на билеты в среднем на 25-30%". Путин тут же поручил минфину, минтрансу и Росимуществу в течение недели определиться с вопросом обнуления ставок налогов на аэродромное имущество.