09.07.2010 07:10
Экономика

Архитектор Александр Фролов: В Подмосковье есть 50 тысяч гектаров под новое жилье

В Подмосковье есть 50 тысяч гектаров под новое жилье
Текст:  Ирина Пуля
Российская газета - Столичный выпуск: №150 (5229)
Читать на сайте RG.RU

Разработчики Генплана развития столицы до 2025 года, который недавно был принят, выслушали немало упреков в том, что документ слабо учитывает особенности столицы и области. Согласно ли с таким суждением Подмосковье? С этого вопроса и началась беседа корреспондента "РГ" с главным архитектором Московской области Александром Евгеньевичем Фроловым.

Александр Фролов: Нет, таких упреков не разделяю. Московская область приняла свой стратегический документ в 2007 году. Называется он "Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития". Смею уверить: и в областной cхеме, и в московском генплане практически все вопросы развития транспорта, инженерного обеспечения, сохранения пространственной непрерывности природного окружения, как и многие другие, увязаны плотно...

Российская газета: И все-таки нерешенные вопросы между столицей и Подмосковьем еще остаются. Какой из них главный?

Фролов: Это вопрос полной демаркации границы между областью и городом. Так сложилось, что он "подвис" в 90-е годы и подчас вызывает конфликты. Но сегодня работает комиссия правительства Московской области и правительства Москвы. Надеюсь, она доведет работу до конца и документ уйдет в правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание. Утверждение границы между Москвой и областью - полномочие федеральных органов государственной власти.

РГ: Приходилось слышать мнение: необходима консолидированная схема градостроительного планирования столицы и Подмосковья. Только так можно будет решить общие проблемы двух субъектов, главной из которых является перегруженность дорог. Вы согласны с такой точкой зрения?

Фролов: Градостроительный кодекс РФ позволяет двум субъектам разработать совместный документ территориального планирования. Но, к сожалению, там не указан механизм его реализации, а ведь это связано с необходимостью объединения бюджетных средств двух субъектов. "Консолидированная схема" - название, которое уже использовалось в советское время, но оно не сказывалось на содержании документа. Если кто-то считает, что такое название поможет повышению качества документа, то пусть занимается внесением изменений в федеральное законодательство. На мой вкус, "Схема территориального планирования" тоже звучит неплохо. А дороги, я бы сказал, не перегружены, а переполнены...

РГ: Поедем быстрее, когда станет функционировать ЦКАД?

Фролов: Напомню, строительство ЦКАД начнется в конце этого года. Она перехватит транзитный грузовой транспорт в 50 километрах от столицы, снизит транспортную нагрузку с МКАД и разгрузит главные участки федеральных дорог, выходящих из Москвы. ЦКАД станет основой скоростного движения в области, но не единственной, по которой машины будут "лететь". К 2020 году в области должно быть построено 900 километров федеральных и 600 километров территориальных дорог. Из них скоростными будут более 1200 километров. Новые трассы, где можно будет развивать скорость 140 километров в час, появятся на юге, юго-западе и юго-востоке области. Они соединят между собой крупные города. Но и это не все. Порой, чтобы попасть из одного такого города в другой, водителям приходится делать большой крюк. Чтобы избежать этого, радиально-кольцевая структура автодорожной сети области будет преобразована в сетевую. В серединной и периферийных частях Подмосковья дороги станут выходить на скоростные хордовые магистрали. А протяженность платных автодорог на территории Московской области к 2020 году составит около 200 колометров. И это - только начало.

РГ: Жители области вздохнули с облегчением, когда скоростные электрички стали ходить на участках Москва-Мытищи и Москва-Раменское... Какие новые маршруты к ним добавятся?

Фролов: В перспективе скоростные электропоезда будут доходить до каждого крупного подмосковного города. Сейчас власти столицы и Подмосковья вместе с РЖД разрабатывают Генеральную схему развития Московского железнодорожного узла до 2020 года. Там и будет определена очередность ввода скоростных маршрутов. Помимо этого, планируется реконструкция Большой Московской окружной железной дороги (БМО), Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД), опорных и сортировочных железнодорожных станций. На отдельных участках появятся дополнительные железнодорожные пути, а грузовые станции вынесут с территории столицы и области.

РГ: Экологи бьют тревогу: из-за строительства автодорог под топором может оказаться едва ли не половина лесов области...

Фролов: Нет, такой угрозы не существует. Судите сами. В "Схеме территориального планирования" прописано: "к 2020 году особо охраняемые природные территории (ООПТ) будут созданы на площади 1,2 миллиона гектаров". Это 58 процентов территории лесов, которые занимают сейчас 2,04 миллиона гектаров. ООПТ могут быть использованы только для сохранения и приумножения природного разнообразия. По схеме транспортного обслуживания Московской области общая протяженность реконструируемых и строящихся дорог составит 4780 километров. Они разместятся на 121,7 тысячи гектаров, из них под новые дороги отводится 100,7 тысячи гектаров. В основном, такие магистрали пройдут по землям сельхозназначения, свободным от застройки. А у лесов дороги "отберут" 34,8 тысячи гектаров. Это всего 1,7 процента от подмосковных лесов. Ни о какой "сплошной вырубке" речи не идет!

РГ: Предполагается, ЦКАД позволит быстрее формировать так называемые точки роста - узлы ускоренного развития области. Где они появятся?

Фролов: Напомню, на ЦКАД возлагаются большие надежды. Например, благодаря этой дороге в серединной части Подмосковья будут расти объекты производственного, инновационного значения. Появится новый пояс занятости, где будет создано до 200 тысяч новых рабочих мест. Что же касается точек роста, то одна из них, например, это крупнейший в европейской части страны логистический комплекс "Белый Раст" в Дмитровском муниципальном районе. Под него отведено 2 тысячи гектаров, прилегающих к ЦКАД и Московскому железнодорожному кольцу. Рядом с "Белым Растом" развернется не только промышленное производство, но и комплексное жилищное строительство нового качества. Точки роста намечены и в других местах области. Скажем, в городском округе Домодедово реализуется крупнейший проект производственно-складских комплексов "Евро-Азия", "Склады-120" и "Склады-104". Здесь также предусмотрена комплексная жилая застройка под общим названием "Большое Домодедово". Примеров множество. В Подмосковье может быть использовано более 70 тысяч гектаров под размещение объектов инновационного, промышленного, логистического секторов экономики, а под жилые городки, отвечающие современным стандартам качества, - более 50 тысяч гектаров. Здесь может вырасти около 110 миллионов квадратных метров нового жилья. Надеюсь, оно будет отвечать современному архитектурному уровню.Мы уже приглашаем к участию в масштабных проектах лучших российских и западных архитекторов. Скажем, это "Рублево-Архангельское" в Красногорском муниципальном районе, "А-101 - комплексная застройка территории Калужского шоссе" в Ленинском муниципальном районе...

РГ: Если вам принесут "серый" проект микрорайона в Красногорске или Лобне, вы можете стукнуть по столу и потребовать переделать?

Фролов: А мне его не принесут. Проекты объектов капитального строительства местного значения разрабатываются и согласовываются на местном уровне. Главные архитекторы муниципальных образований не находятся в подчинении главного архитектора области. Так сложилось, что мы оказываем им методическую и профессиональную помощь. И следим за соблюдением градостроительного законодательства.

РГ: Жаль. Эклектизм и безвкусие - только так иногда можно охарактеризовать вид, например, многих коттеджных поселков в Подмосковье. Как остановить такой беспредел?

Фролов: Я бы не стал все красить черной краской. У нас есть примеры удачных проектов, например: скажем, новая застройка деревни Николино в Одинцовском районе. Многие неудачные проекты - наследие 1990-х годов, когда земля раздавалась и осваивалась зачастую вообще без проектов. На участках в 10-12 соток строились "монстры" в 3-4 этажа на 500-700 квадратных метров. Так люди спасали свои сбережения от галопирующей инфляции. К тому же, на рынок хлынула волна дизайнеров-самоучек, наводнивших рынок дешевой низкокачественной проектной продукцией. Застройщики идут на это в надежде, что по ходу строительства они сами додумают, исправят и улучшат дешевые проектные решения своих домов. А в итоге это оборачивается избыточными тратами, которые в разы перекрывают стоимость профессионального проекта.

И все же в последнее время стало меняться сознание наших застройщиков. Люди выдвигают новые, более гуманные требования к своему дому, к "виду из окна", к окружающей застройке, к ландшафту, к истории места, где они хотят жить.

РГ: Какими интересными архитектурными проектами порадуете жителей в ближайшее время?

Фролов: Скажем, в Красногорском районе появится кинотелевизионный многофункциональный комплекс киностудий "Главкино". Кроме киностудии, там будут гостиничный комплекс, рекреационная зона, офисные здания, торговый центр и жилой квартал. Другой красивый комплекс - торговый, Аутмолл "Фэшен-Хаус" - вырастет на магистрали Москва - Санкт-Петербург в Солнечногорском муниципальном районе. Не будем изменять традиции возводить уникальные спортивные сооружения. Среди них в первую очередь - ипподром международного класса в деревне Путилково Красногорского района.

Земля Жилая недвижимость Московская область Столица