09.07.2010 07:27
Культура

Валерий Кичин: "Повелитель стихий" обречен на провал

На экраны вышел фильм М. Найта Шьямалана "Повелитель стихий"
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №150 (5229)
Читать на сайте RG.RU

Новый блокбастер М. Найта Шьямалана "Повелитель стихий" наглядно показывает, что сами по себе технологии ровно ничего не значат, если они в руках малоодаренных людей.

Очки тут спокойно можно откинуть: в очках вы получаете изображение тусклое и неопрятное - хорошо снятый "плоский" фильм даст иллюзию объема куда более мощную и выразительную. Авторы явно не понимают, что 3D - не просто дополнительные деньги в кассу, а художественное средство, которому хорошо бы найти правильное применение.

Впрочем, без очков изображение окажется еще более неопрятным и размытым.

Хотя именно здесь объем мог бы весьма пригодиться. В основе блокбастера - анимационный телесериал "Аватар, последний Маг Воздуха", который, в свою очередь, имитирует японские манга - книжки-картинки с луноликими воинами и сверкающими клинками. Действие происходит после Апокалипсиса, когда от человечества останутся враждующие группки, каждая поклоняется одной из четырех стихий. По сюжету мы должны следить за тем, как растет и учится повелевать всеми четырьмя - Водой, Воздухом, Огнем и Землей - юный Аватар, спаситель и объединитель по имени Аанга. Аанге приданы черты лысого японского мальца. Его антипод - чернявый принц Зуко, который постоянно сверкает глазами и не обещает ничего хорошего. Его играет подросший герой "Миллионера из трущоб" Дев Патель - из парня актера явно не получилось.

Многосерийный телефильм подробно живописует противостояние народов, поклоняющихся огню или воде, интриги чернявого принца и подвиги лысого мальца. Шьямалану нужно было все это, безразмерное, втиснуть в полтора часа, и разрушения начались уже на стадии сценария. Он рекордно беспомощен, в нем все распадается, не стыкуется, ничто ни с чем не увязано - похоже, режиссер, монтируя, уже не помнит, о чем был предыдущий кадр. Необузданная фантазийность, которая у мастеров уровня Миядзаки читается как изысканный сюр, у Шьямалана кажется детской глупостью. Условности, на которые в манге не обратишь внимания, в игровом кино торчат нелепо и нагло, и никакой актерский гений их не оправдает.

Поэтому с актерами тоже беда - слово "чудовищные" будет для них самым мягким определением. Главная актерская задача тут - жонглировать стихиями. Они производят мановения всеми четырьмя конечностями, отчего вздымаются воды, разят огненные смерчи, встают камни и колеблются воздуси. У рисованных персонажей это получается лучше - не так комично. Но и спецэффекты подкачали: обычно они работают, если есть координирующая голова. Здесь голов много, но ощущение, что нет ни одной думающей - все только производят фантазийные мановения. Поэтому китайская плюшевая игрушка неопределенного вида и пола, увеличенная до размеров динозавра и почему-то летающая, исторгает из зала вместо восторга иронические смешки, а огненные смерчи с их витиеватыми траекториями кажутся затертым цирковым трюком.

Во всем этом непроходимо тоскливом предприятии есть одна по-настоящему серьезная и печальная нота: деградация неплохо начинавшего режиссера. Первым успехом Шьямалана была громкая мистическая лента "Шестое чувство", которую, как теперь ясно, спас умный актер Брюс Уиллис. Но меня она, признаться, уже тогда насторожила слишком истовым отношением к мистике - игра там ощущалась как некая вера, на грани с примитивно упертой идеологией. В последующих картинах "Неуязвимый", "Знаки" и "Таинственный лес" все алогичное, нелепое и невероятное подавалось уже на полном серьезе, столь натужном, что это вызывало сомнения в интеллектуальном багаже автора. Теперь от багажа остался круглый зияющий ноль.

Вернемся к главному обещанию фильма: 3D. Как мы видим, не успев окрепнуть, эта технология уже вызвала к жизни изделия типа B-movie - неумной, неталантливой и, независимо от бюджета, дешевой экранной жвачки. Это значит, еще не нарастив мускулы, сенсационная новинка демонстрирует их дряблость.

Происходят примерно те же процессы, что с технологией DVD. При своем появлении она гарантировала качество: диск поражал ясностью картинки, многоканальностью звука, возможностью выбора между оригиналом и дубляжем. Потом все стало быстро дешеветь, и сегодня большинство дисков уже не предоставляют никакого выбора, а по качеству не очень отличаются от печальной памяти VHS-кассет.

Не случайно и очки к "Повелителю стихий" дают такие же дешевые и примитивные, тусклые и старорежимные, как сама эта провальная по всем статьям картина. Эти очки уже ничем не отличаются от тех, что выдавали в 50-е годы прошлого века в кинотеатре "Стереокино", который на задах гостиницы "Москва" крутил черно-белые "объемные" фильмы. По качеству они были значительно лучше.

Мировое кино