В Госдуме заканчивается подготовка законопроекта, который предусматривает финансовую поддержку со стороны государства инновационным компаниям, выходящим на фондовую биржу. Об этом в ходе бизнес-форума "Финансирование проектов реального сектора экономики: механизмы завтрашнего дня" сообщила заместитель председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Лиана Пепеляева.
"Главное препятствие для компании, которая запланировала IPO и намерена привлечь финансирование через биржу, - это деньги, - считает Пепеляева. - К примеру, при первичном размещении на сумму в 50 миллионов рублей "цена вопроса" по размещению будет колебаться в пределах от 5 до 7,5 миллиона рублей. В эту сумму входит плата агентам, консультантам, комиссионные самой бирже. Инновационная компания свободными деньгами в таком объеме, как правило, не располагает. На заседании комиссии по модернизации мы предложили ввести меры поддержки. Идея заключается в том, что стоимость выхода инновационной компании на биржу должна на 50% возмещаться государством. Остальную половину будет платить компания. Проект получил поддержку со стороны участников комиссии. Сейчас прорабатываются источники его финансирования".
Кроме того, участники форума уделили внимание проблеме оживления кредитования инновационных проектов. Они сошлись во мнении, что для этого Центробанк должен ввести рефинансирование соответствующих кредитных программ. "По разным источникам, у банков в России накопилось около полутора триллионов рублей ликвидности, а кредитование все равно растет не слишком активно, - отмечает президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. -У банков в кредитных портфелях увеличивается доля ценных бумаг. Дело в том, что риски остаются высокими, многие потенциальные заемщики демонстрируют плохие балансы. Но если у предприятия-заемщика ненадежный баланс, по требованию Центробанка банк-кредитор должен сформировать резерв под выданный кредит. Поэтому иногда и получается, что на выданный кредит банку приходится отчислять такую же сумму в резерв. Важно разделить такие риски, а это может сделать только государство".
Подобная работа уже началась. К примеру, ассоциация "Россия" заключила соглашение с "Роснано". Менеджеры госкорпорации отобрали окупаемые, эффективные проекты. По закону "Роснано" может финансировать их в объеме, не превышающем 49%, и некоторые банки взялись предоставить недостающие проценты. "Этот опыт надо распространять, но дело осложняется тем, что упомянутые полтора триллиона ликвидности - это короткая ликвидность, а инновациям нужны "длинные" деньги, - заметил Аксаков.- По моему мнению, в Российском банке развития должна быть введена квота на кредитование инновационных проектов. Точно такая же программа должна быть в ВЭБе. Такие кредиты, выданные по жестким стандартам, должны рефинансироваться Центробанком. Это же закономерность: когда население почувствует запах денег, наши ученые будут активнее генерировать идеи!"
Также в ходе бизнес-форума обсудили проблему неоправданного "раздувания" чиновничьего аппарата. Выяснилось, что с 2004 года количество крупных и мелких чиновников в России увеличилось на 27%, составив 1 миллион 675 тысяч человек. Согласно статистике, по объему ВВП на одного госслужащего Россия сравнима с США, Индией, Грецией, однако резко уступает, к примеру, Германии, Японии или Великобритании. Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян привел данные по соотношению бюджета страны к числу сотрудников министерства финансов. Оказалось, что и по этому показателю Россия отличается в худшую сторону от большинства развитых стран. "В Канаде, например, общая численность сотрудников ведомств - регуляторов финансовых рынков составляет несколько сотен человек на всю страну. В США это 13 тысяч человек, - говорит Тосунян. - В Центробанке России же работают более 70 тысяч человек. И это при том, что Банк России - единственное ведомство в стране, которое не раздуло, а наоборот, сократило штаты: с 2004 года штат ЦБ уменьшился на 15 тысяч человек".