Сегодня руководство Пермского края решительно делает ставку на развитие дизайна в регионе. В первую очередь разговор идет о дизайне промышленном, который может создать добавленную стоимость, обеспечить конкурентоспособность товаров и услуг предприятий в различных секторах экономики.
Задача поставлена, конечно, амбициозная. Есть как сторонники, так и противники подобного пути развития. И если первые говорят о колоссальном позитивном эффекте от интеграции смелых дизайнерских идей в промышленную среду, то последние отмечают, что путь этот тернистый. Сомнению подвергаются реальные возможности пермских промышленников, которые якобы имели множество возможностей эффективно работать в этом направлении, но почему-то так и не стали этим заниматься.
На мой взгляд, проблема внедрения дизайнерских решений в производство действительно существует. И эта проблема - системная. Вспомним, что внедрение дизайнерских идей на производстве в СССР было многоступенчатым и заканчивалось отделами технической эстетики. Эти отделы занимались разработкой новых товаров. В них работали художники-конструкторы, сейчас их называют дизайнерами, но в большинстве бюро функции художника-конструктора выполнял обычный инженер-конструктор. Соответственно приоритет отдавался функциональности, а не эстетике. Но еще большей проблемой был вопрос подготовки грамотных специалистов. Самой авторитетной кузницей дизайнерских кадров в СССР было Высшее художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной.
Нехватка опытных дизайнеров - это проблема, которая досталась нам с прошлых лет. Из примерно 500 пермских дизайнеров у большинства - начальное или среднее профильное образование. Хорошие специалисты - большая редкость, а в промышленной среде их практически нет. За последние несколько лет ощутимое развитие произошло разве что в дизайне интерьера (офисы, коттеджи и квартиры). На него был хороший спрос, а он, как известно, рождает предложение и опытные кадры. То, что у нас в Перми мало хороших дизайнеров, вполне закономерно, ведь подготовкой этих специалистов в нашем городе в занимается всего один вуз, в то время как в Кирове целых пять вузов готовят дизайнеров.
На мой взгляд, внедрению дизайнерского продукта на пермских предприятиях могли бы помочь специализированные промышленные выставки, в ходе которых каждая компания имела бы возможность продемонстрировать свои новинки. Кроме того, региональным властям необходимо проводить специальные форумы, в рамках которых могли бы встретиться разработчики, производственники и потенциальные заказчики. Дело в том, что дизайнерская разработка не может появиться раньше, чем понимание того, как данный продукт будет востребован рынком. Перспективы таких проектов и должны обсуждаться всеми участниками процесса.