14.07.2010 00:50
Власть

Николай Злобин: Дмитрий Медведев вел себя в США как политик западного толка

Текст:  Николай Злобин (директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности, США)
Российская газета - Федеральный выпуск: №153 (5232)
Читать на сайте RG.RU

Окончание внешнеполитического сезона оказалось богатым на события. Визит Дмитрия Медведева в США, посещение Калифорнии и переговоры в Вашингтоне с Бараком Обамой. Встречи Большой восьмерки и Большой двадцатки в Канаде. "Газовая война" с Белоруссией. Визит президента России в Казахстан и участие в заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС. Долгожданное вступление в силу единого Таможенного союза. Шпионский скандал в США. Сезон еще даже не закончился полностью - впереди еще российско-германская встреча на высшем уровне, ряд других внешнеполитических мероприятий. Российским властям надо продолжать внимательно отслеживать ситуацию в Киргизии, на Южном Кавказе, Ближнем Востоке, вокруг Ирана и т.д. В любом случае даже простое перечисление основных внешнеполитических событий мира свидетельствует о том, что Россия играет во многих из них одну из ведущих ролей.

Наверное, самым важным событием в этот период стал визит в США. Как отмечали наблюдатели, он прошел успешно. Но дело не только в политических договоренностях между двумя странами, хотя и они важны. Хочется обратить внимание на другое. Медведев в очередной раз вызывал симпатии в общественном мнении США. Конечно, цель визита была не в этом, однако именно так - нравится нам это или нет - устроена современная политика и глобальная экономика. Без позитивного имиджа, открытого и уверенного в себе лидера, умеющего убедительно выступать на публике, без поистине "бутиковой" работы с разными сегментами американского общества - от политиков и бизнесменов до ученых и журналистов - нельзя рассчитывать на успех, на то, что американцы всерьез воспримут амбициозные планы по модернизации страны.

России, как известно, крайне важно сегодня не только привлечь западный инвестиционный капитал, но и заинтересовать работой у себя лучших ученых, инженеров, изобретателей и менеджеров из разных стран мира, в первую очередь США. Было видно, что Медведев серьезно относится к своим президентским обязанностям по формированию привлекательного имиджа России, делает все, что в его силах, для того, чтобы люди в США преодолели свой глубокий скептицизм по отношению к России и стали воспринимать ее с симпатией. В этом смысле поведение Медведева вполне соответствовало стандартам западной политической культуры и общественным ожиданиям.

Конечно, все тут понимали, что существует большая разница между тем, какой хочет видеть Россию Дмитрий Медведев, и тем, какой она есть сегодня на самом деле. Медведев описывал американцам страну, которой нет на политической карте мира, но президентом которой он хотел бы быть. Это тоже вполне в духе американского менталитета, поэтому энтузиазм российского президента был оценен положительно. Тут очень не любят политических нытиков, с каких бы высоких трибун ни раздавались бы их жалобы. В американской политической культуре лидер страны должен уверенно смотреть в будущее. Политика - это однозначно о будущем. Говорить о том, что было, тем более строить свои действия исходя из прошлых обид или успехов настоящий политический лидер не может. Если он упирает на прошлое, то его место в ближайшем университете, где он может читать курс политической истории и даже пользоваться популярностью. Так уж устроена Америка.

Вольно или невольно, но Медведев вел себя в США как реальный политик западного толка, знающий все слабости и провалы своей страны, но предпочитающий вырабатывать свою линию действий с упором на ее сильные стороны. Мысль, которую он высказывал американцам о том, что национальные интересы России для него выше любых дружеских отношений с другими странами, также воспринималась как должное. Логику отстаивания своих национальных интересов западная элита понимает лучше всего и готова на этих условиях участвовать в любой международной конкуренции.

Конечно, симпатии, которые многие в Америке испытывают к Медведеву, никак не перекрывают проблем, которые американцы видят в России. Их не может не настораживать безуспешная борьба с коррупцией, неравенство перед законом, зависимость судебной системы от политической власти, отсутствие политической оппозиции, проблемы со свободой СМИ и т.д. Американцы - жесткие реалисты. Они хотят понять, что будет происходить на президентских выборах 2012 года, как закончится новый процесс по делу "ЮКОСа" и т.д. Одной успешной поездкой президента тут не отделаешься. Однако критика в адрес Медведева, звучащая иногда в России, что он выступал в США якобы в своем "экспортном варианте" и рассказывал "наивным американцам" о стране, которая не похожа на реальную Россию, не представляется убедительной. Задача президента - повысить конкурентоспособность страны на мировой арене, укрепить ее позитивный имидж, а не наоборот.

Немудрено, что именно так Медведев поставил вопрос на только что прошедшей встрече с работниками МИДа. Визит в США, сказал Медведев, "показал, что сотрудничество в сфере инноваций может быть вполне предметным, а не просто украшением саммита или какой-то досужей идеей. Оно может создавать вполне позитивную повестку дня в отношениях с США и может позволить раскрыть и будущий потенциал нашего взаимодействия. А он не должен ограничиваться только сокращением ракет или пикировкой по отдельным региональным конфликтам". Если убрать президентскую политкорректность, то можно сказать, что Медведев ставит сотрудничество с США в сфере инноваций куда выше других аспектов взаимоотношений и полагает, что именно такое сотрудничество может стать основой двусторонней повестки, которая сегодня, честно говоря, выглядит пустовато. "Я надеюсь, - сказал Медведев, - что остатки "холодной войны" уйдут в прошлое... Нас объединяет осознание того, что основу национальной безопасности составляет устойчивое и поступательное развитие. Полностью совпадает с нашим и комплексный подход к обеспечению безопасности, исходящий из понимания того, что военная сила имеет ограниченные возможности".

Поэтому логичен разворот во всей внешней политике, целью которой теперь должна стать "модернизация нашей экономики и прежде всего модернизация производства, создание элементов инновационной экономики... Считаю, что все базовые направления должны как "Отче наш" знать и наши дипломаты... Но нам нужно решить, сотрудничество с какими странами даст наибольшую отдачу для развития в России соответствующих технологий и рынков для выхода отечественной высокотехнологичной продукции на региональные и глобальные рынки".

Безопасность России, ее место и роль в международной системе и конкурентоспособность в мировой экономике сегодня в решающей степени зависят не от количественных характеристик ее вооружений, но от того, насколько эффективно удастся решить проблемы модернизации страны и ее промышленности. Имидж России в мире, внутренние принципы ее системы управления и основы развития, правильно определенные внешнеполитические ориентиры - важные инструменты в достижении этих целей. Задача состоит ведь не просто в том, чтобы попытаться догнать убежавший вперед в технологическом отношении мир, а в том, чтобы создать в стране режим постоянного технологического развития. В современном мире нельзя жить рывками, надо постоянно быть в группе лидеров.

По крайней мере так это сегодня видится мне из Вашингтона.

Внешняя политика