Регионы Российской Федерации были и остаются основным торговым партнером Могилевщины на внешнем рынке - туда поставляется свыше 60 процентов экспортной продукции, произведенной предприятиями области. Поэтому белорусы стремятся не только торговать по-прежнему, но и развивать отношения со своими российскими партнерами. И этому должно поспособствовать вступление Беларуси в Таможенный союз.
- Во взаимоотношениях с российскими партнерами многие вопросы мы решаем в рамках налаженных межрегиональных связей, - рассказывает первый заместитель председателя Могилевского облисполкома Владимир Кравцов. - Скажем, у нас хорошие отношения с Восточным административным округом Москвы. Руководство префектуры создает нам режим наибольшего благоприятствования, за счет чего наши предприятия достаточно успешно торгуют потребительскими товарами на рынках российской столицы. Плюс к этому Могилевский мясокомбинат, ОАО "Бабушкина крынка" имеют в Москве и в Подмосковье свои магазины - продукция раскупается очень быстро. Собственная товаропроводящая сеть есть и у предприятий легкой промышленности. Все это облегчает продвижение могилевских товаров на российском рынке. А вот с Казахстаном ситуация совсем иная. Товарооборот с этой страной можно назвать мизерным: составляет менее 3,5 процента от объема товаров, предлагаемых на внешнем рынке предприятиями региона. Думаю, такое положение дел вскоре изменится.
- Еще до того, как были подписаны документы по Таможенному союзу, кипели горячие споры: насколько он будет полезен. А что можно сказать сейчас?
- Откровенно говоря, прошло еще очень мало времени, чтобы делать глубокие выводы. Но то, что работа в условиях Таможенного союза упрощает жизнь предприятиям - это однозначно. Сегодня с границы между Беларусью и Россией ушли российские транспортная инспекция, санитарная служба. Значит, меньше времени надо на ее преодоление. Это во-первых. Во-вторых, нынче для белорусской продукции не нужен российский или казахстанский сертификат качества - если есть один, отечественный, то он действует на всей территории Таможенного союза. А это значит, что перед продукцией, которая должна попасть к потребителю, снят существовавший чиновничий барьер. Производителям трех стран стало проще защищать свой общий рынок. Вот на столе у меня лежит факс. В Нижегородской области есть Павловский завод художественных металлоизделий, выпускающий столовые приборы. Предприятие это бьет тревогу: рынок России буквально забит ложками и вилками китайского производства. Руководство завода просит, чтобы Минэкономразвития России инициировало увеличение ввозных таможенных пошлин на продукцию своих конкурентов из-за рубежа. Еще недавно Россия была вправе единолично принять такое решение, что могло ударить по нашему заводу "Красный металлист", выпускающему столовые приборы. Но сегодня руководство Павловского завода получило из министерства экономического развития ответ: корректировать тарифы должна комиссия Таможенного союза.
Значит, российскому заводу нужно скооперироваться с нашим, найти, быть может, еще и аналогичное предприятие в Казахстане и совместно просить пересмотреть пошлины. Если они будут изменены, то наш "Красный металлист" не только поможет своим российским коллегам. Еще и получит часть российского рынка. Чем плохо?
- Да, но мне кажется, ограничиваться исключительно торговлей на рынках друг друга - не совсем правильно.
- Абсолютно верно. Надо развивать кооперационные связи. Чем мы и занимаемся. Есть в Бобруйске завод "Бобруйскагромаш", производящий сельскохозяйственную технику. Сегодня он создал в России ряд совместных предприятий. Бобруйчане поставляют в соседнюю страну узлы и агрегаты, там собирается техника и продается на местном рынке. В результате такой кооперации завод работает более чем уверенно. По такому же пути идут и другие предприятия - Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов, завод "Могилевлифтмаш". Но пока совместных предприятий создано не так много, как хотелось бы. Причина, вероятно, в том, что при создании новых производств требовалось, чтобы в каждом из них была определенная российская доля. Лишь после того как ее покажешь, промышленники получали "добро" на работу. Сейчас этого ограничения уже нет. Хочешь что-то создать? Пожалуйста - открывай завод, совместное предприятие, выпускай продукцию и торгуй ею. Думаю, руководители промышленных предприятий Могилевщины такой возможностью воспользуются.
- Хотелось бы коснуться работы гиганта региона - предприятия "Могилевхимволокно". Еще недавно оно испытывало трудности из-за того, что Россия продавала ему сырье - параксилол - с 20-процентной таможенной пошлиной. Что, разумеется, делало продукцию неконкурентоспособной. Сейчас ситуация изменилась?
- К сожалению, нет. Продукты переработки нефти наши заводы по-прежнему получают с таможенной пошлиной. Когда ситуация изменится, сказать сложно.
- Обратил внимание, что в последнее время к делегациям из России, посещающим Могилевскую область, добавились еще и казахстанские.
- В конце прошлого года мы подписали договор о сотрудничестве с Восточно-Казахстанской областью. И если - играй мы по старым правилам - могло статься, что за рамки намерений мы вышли бы ненамного, то сейчас, с отменой пошлин, ситуация иная. Это уже почувствовал и бизнес. Буквально на днях у меня были представители одной казахстанской компании, занимающейся производством термоизоляционных стеновых панелей. Они не только предлагают строить из них дома. Еще хотят развернуть здесь производство. Что, безусловно, чрезвычайно удобно с точки зрения логистики. С одной стороны, под боком рынок огромной России. С другой - Беларусь можно рассматривать и как ворота в Европу.
- Можно ли просчитать эффект, который даст экономике Могилевщины работа по правилам Таможенного союза?
- Цифры назвать, пожалуй, невозможно. Когда проработаем год, увидим, как увеличился товарооборот, тогда и сможем делать выводы. Тем не менее довелось читать мнения специалистов. Они считают, что функционирование в новых условиях даст Беларуси рост ВВП в 15 процентов. Поживем - увидим.
- Цифра, конечно, грандиозная. Но ведь за это надо чем-то заплатить...
- И заплатим. Тем, что откроем рынок для качественных, конкурентоспособных российских и казахстанских товаров. Уже не сможем, как раньше, ратовать исключительно за отечественного производителя.
- Да и потребителям соперничество только на руку...
- Конечно. Сейчас фактически создаются более жесткие рыночные условия для производителей как Беларуси, так и России, Казахстана. Многим придется крутиться, пересматривать свое отношение к делу, задуматься о модернизации. Конкуренция - это стимул для движения вперед.
- А могилевские заводы готовы к борьбе за рынок?
- Если честно, есть у нас такие производства, которые попросту упадут без поддержки государства. Но тем не менее многое уже сделано. Например, полностью обновлена молочная отрасль. Еще 5 лет назад в каждом райцентре имелся свой маленький заводик с допотопным оборудованием и древней технологией. Мы провели оптимизацию, модернизировали производство. Сейчас, например, ОАО "Бабушкина крынка" совсем не тот гормолзавод, которым был когда-то. Это серьезный игрок на рынке, способный составить конкуренцию многим. Очень хорошо развивается и ОАО "Быховмолоко". Полностью обновлено оборудование сырного цеха, находящегося в Славгороде. И продукция, которая там сейчас выпускается, отвечает самым высоким стандартам. То же самое можно сказать о пивоваренной отрасли, производстве соков, крахмалов. Думаю, с такой продукцией на общий рынок выходить не стыдно.