В четверг президент Дмитрий Медведев искал возможность привнести в модернизацию немного немецкого опыта.
Очередной 12-й раунд российско-германских межгосударственных консультаций решили провести в Екатеринбурге.
Тем для общения у российской и германской сторон было предостаточно, но о главном, ради чего делегации и съехались на Урал, не забывали. "Ситуация в наших отношениях неплохая. Я бы даже сказал хорошая, - заявил Дмитрий Медведев, открывая консультации. - У нас восстановился товарооборот, у нас происходит переход от торговой модели взаимодействия к инвестиционной, производственной и научно-технической кооперации". Поэтому уже сегодня, говоря о дальнейшем партнерстве, вполне можно вести практичный диалог.
Российское руководство под этим понимает выработку конкретных проектов, способных содействовать российской модернизации. "Рассчитываю, что немецкие структуры примут участие в модернизации компаний, интересных им, в том числе и с учетом принятого мною решения о сокращении количества стратегических предприятий", - заявил глава государства на утренней встрече с деловыми кругами. Как известно, ранее президент принял решение практически в два раза сократить количество стратегических предприятий.
При этом Дмитрий Медведев намекнул, что подключаться к модернизации России надо бы уже сейчас, когда она только набирает ход. Сам процесс, уверен президент, будет идти достаточно быстро. "Рассчитываем на подъем высокотехнологичных отраслей и, конечно, очень рассчитываем, что в этой работе примут участие германские фирмы, которые имеют огромный опыт в этой сфере", - сказал российский лидер.
|
Видео: Константин Завражин |
Этот опыт российское руководство хотело бы изучить и взять все самое лучшее в проект собственного инновационного центра "Сколково", который по задумке должен стать ядром всего инновационного в России и куда только государство собирается вложить около 170 миллиардов рублей.
В перспективность "Сколково" немцы поверили. А компания Siemens в подтверждение вчера даже официально подписала документ о своем вхождении в проект, намереваясь создать там исследовательский центр в области энергоэффективности и биологии. На этом расширение поля деятельности компании в России не закончилось. Немецкий концерн вместе с "Ростехнологиями" и "РусГидро" собирается создать в России совместное предприятие по производству ветроэнергетических установок. Еще одно СП Siemens будет создавать с ОАО РЖД и ООО "Аэроэкспресс" - оно будет заниматься поставкой, производством и обслуживанием электропоездов Desiro.
Сотрудничество бизнеса могло бы развиваться еще активнее, если устранить некоторые преграды. Канцлер Ангела Меркель не сомневается, что одним из таких барьеров является визовый вопрос между Россией и Евросоюзом. Для российского руководства в этом вопросе все давно очевидно - Москва к безвизовому режиму готова и только ждет воли ЕС. "Я уверен, что при наличии доброй воли и желания двигать сотрудничество в этой сфере мы сможем выйти в конечном счете на правильное безвизовое общение", - сказал Дмитрий Медведев на "Петербургском диалоге". Позже он особо отметил тот факт, что вопросы визовых отношений в Екатеринбурге поднимали не российские, а германские бизнесмены.
Ангела Меркель ничего обещать не стала. "Это не будет легким коротким процессом, но это правильная цель, над которой нужно работать шаг за шагом, и срочность этой темы была наглядно продемонстрирована сегодня", - согласилась между тем она, пообещав в рамках ЕС заняться вопросом.
Российский же президент пообещал немецким бизнесменам тонко настроить все детали внутри Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией, чтобы компаниям, желающим работать в нашей стране и уже работающим, было по-прежнему удобно это делать.
В Москве в то же время чувствуют определенную диспропорцию во взаимном инвестировании. Российская экономика накопила около 20 миллиардов долларов немецких инвестиций. Вклад российских инвестиций в немецкую далеко не столь значителен. "Конечно, мы бы хотели больше присутствовать в германской экономике, - заявил Дмитрий Медведев. - У нас для этого есть и желание, и деньги".
По традиции президент и канцлер обсуждали не только двустороннее экономическое сотрудничество. Поднималась, например, тема нового договора о европейской безопасности. "Это вопрос, который обсуждается, и нам кажется, что мы нашли механизм, как наряду с уже существующими организациями поднять это партнерство на высокий уровень", - сообщила Ангела Меркель. И отдельно отметила, что подобное партнерство не будет направлено против кого-то и не станет заменой сотрудничеству России с НАТО.
Вспоминали про Иран. Немецких журналистов в связи с заявлением российского президента в МИДе интересовало, есть ли у него какие-то свежие новости. Особых новостей по ядерной программе Тегерана не было. "Та информация, которая приходит, показывает, что эти программы развиваются, - рассказал президент России. - Иран должен найти в себе мужество и начать полноценную кооперацию с международным сообществом, даже если какие-то вопросы, которые ставятся, ему не нравятся".
Редко российско-германские встречи обходятся без вопросов о ситуации с правами человека в нашей стране, развитии гражданского общества. Ровно год прошел с момента убийства правозащитницы Натальи Эстемировой, а следствие до сих пор не завершено, напомнили российскому лидеру. Если вообще ведется, усомнились немецкие журналисты.
"Во-первых, неверно говорить, что нет расследования, - расследование идет полным ходом, - возразил глава государства. - Во-вторых, по таким делам не бывает быстрых результатов". В-третьих, напомнил Медведев, уже точно установлен киллер. В-четвертых, он объявлен в розыск. В-пятых, следствие работает над поиском заказчика.
Не прошла мимо Германии и внутрироссийская дискуссия вокруг нового закона о ФСБ. Дмитрий Медведев дал понять, что беспокоиться тут нечего - у него все под контролем. "Каждая страна имеет право на совершенствование своего законодательства, в том числе и в отношении спецслужб, - заявил он. - Мы будем это делать. То, что сейчас происходит, я хотел бы, чтобы вы об этом знали, сделано по моему прямому поручению".
Ангела Меркель не осталась в стороне и сказала: "Мы знаем, что в вопросах о том, как работает гражданское общество, существуют разные оценки между Россией и Германией, но тот факт, что мы об этом говорим, что существуют парламентские консультации, что с вниманием относятся к аргументам, это уже показывает, что не все происходит за закрытыми дверями". Она считает позитивной тенденцией, когда принятие законов о работе секретных служб сопровождается дискуссиями в обществе. "Но то, что в Германии на эту тему была бы другая дискуссия, - это между нами обоими и так тоже понятно", - добавила она.