Факт, достойный Книги Гиннесса: в июле морскому спасателю "Коммуна" исполнится 95 лет, а он до сих пор входит в состав Черноморского флота.
В канун юбилея Победы российские власти наградили Почетной грамотой крейсер ВМФ Великобритании "Белфаст". А другой участник Великой Отечественной - морской спасатель "Коммуна" в который раз остался за кадром.
Жив, курилка
Построенный по указу Николая II, пережив потрясения революций и войн, перестроек и раздела флотов, флагман Императорского флота и сейчас в составе ВМФ России. До столь почтенного возраста корабли доживают крайне редко: коррозия и море неумолимо делают свое дело. Но плавучий раритет и сегодня в полном здравии.
Первый отечественный спасатель - катамаран "Волхов" (первоначальное название) спущен на воду на Путиловской верфи в Санкт-Петербурге в 1915 г. Экипаж - 11 офицеров, 60 матросов, 24 водолаза. По тем временам "Волхов" считался самым совершенным судоподъемным средством в мире. Необходимость его строительства была обусловлена высокой аварийностью первых подводных лодок.
Катамаран строился на перспективу. Самые крупные подлодки времен Первой мировой имели водоизмещение не больше 600 тонн, а "Волхов" обладал грузоподъемностью 1000 тонн. Глубина погружения субмарин того времени ограничивалась 30 метрами, а наш судоподъемник мог работать на глубинах до ста метров. Заслуживает уважения и уникальный по длительности срок службы катамарана. Изготовленный из особо ковкой путиловской стали корпус и по сей день почти идеален (металлические конструкции современных кораблей ржавеют за 30 лет).
Свое крещение "Волхов" принял, участвуя в Первой мировой. Летом 1917 года судно впервые использовалось по назначению, обеспечив подъем затонувшей подлодки АГ-15. Осенью того же года со дна была поднята субмарина "Единорог". Революция и Гражданская война не обошли спасатель стороной: он участвовал в боях на Балтике. В честь образования СССР 31 декабря 1922 года "Волхов" переименовали, присвоив ему модное тогда имя "Коммуна". Коммунары не оставались без дела, продолжая поднимать со дна субмарины, тушить пожары, выполнять аварийный ремонт находящихся в море кораблей. Только в 1928 году спасателям удалось поднять буксир КП-7, торпедный катер, подлодку "Большевик", погранкатер, самолет. Тогда же из морских глубин удалось вызволить английскую субмарину L-55. К cожалению, спасти моряков не удалось, но их тела были переданы на родину. Королева Великобритании выразила нашим спасателям благодарность.
Великая Отечественная застала корабль в Ленинграде. Под артобстрелом и налетами вражеской авиации найдены и вызволены из морских глубин ПЛ Щ-411,буксиры "Аустра", "Иваново", плавбаза "Правда", несколько шхун и самолетов. Подлодка под командованием Александра Маринеско после выполненного "Коммуной" ремонта в первом же бою отправила на дно немецкий транспорт "Хелене". На ладожской Дороге жизни водолазы извлекли 31 автомобиль, четыре танка, два трактора, сотни неразорвавшихся снарядов.
Подсчитано, что за долгую службу "Волхов"-"Коммуна" пришел на помощь более чем ста подводным лодкам и надводным кораблям! Говорить об аварийности на флоте тогда было не принято. Окутанная завесой секретности работа спасателей держалась в тайне. Не баловало государство эту категорию военных и наградами. Подтверждение тому - "Коммуна", так и не получивший ни одной госнаграды.
Оставили лишь
рояль и сейф
В конце 60-х на флоте впервые заговорили о глубоководных подводных аппаратах, предназначенных для спасения экипажей субмарин. Подъем современных подлодок ветерану был уже не под силу, а роль носителя спасательного аппарата "Коммуне" подходила как нельзя лучше. После перехода на Черноморский флот в 1967 году у катамарана началась новая жизнь. Спустившись с палубы "Коммуны", глубоководный аппарат "Поиск-2" в 1975 году достиг рекордной глубины 2026 метров. И опять без наград осталась лишь "Коммуна".
С распадом СССР на Черноморском флоте начался этап неопределенности. Военный экипаж был расформирован, гражданское ведомство содержать "долгожителя" отказалось. Пришлось пережить нелегкие времена массового списания и разграбления кораблей.
- С корабля не вынесли разве что царский подарок - рояль и командирский сейф, да и то потому, что не проходили в дверь! - вспоминает капитан "Коммуны" Анатолий Ишинов. - Тогда, в канун раздела флота, 8 апреля 1992 года, корабли бригады аварийно-спасательных судов первыми в ВМФ гордо подняли Андреевские флаги и вышли в открытое море, тем самым выразив свою принадлежность России. Над "Коммуной" этот флаг взвился второй раз.
На флоте грядет очередное списание кораблей. Будут пущены "на иголки" большие противолодочные корабли 1 ранга "Керчь" и "Очаков", госпитальное судно "Енисей", подлодка "Святой князь Георгий". А ведь многим из них нет и сорока, и замены им пока не предвидится. Нет уверенности, что следующим в печальном списке ненужных окажется и "Коммуна".
Упоминания о судах-долгожителях у Гиннесса пока не значатся, но заявка на рекорд оформлена должным образом.
Сегодня туристам в Севастополе экскурсоводы скромно показывают последнюю подлодку и здание штаба флота. В городе морской славы нет ни одного корабля-музея! Под нож идет все, что продается. Недавно на глазах городка морской пехоты охотники за металлом танками разорвали в клочья корабль на воздушной подушке...
Никто не пожелал подремонтировать ветерана. Да какой там ремонт? Спасатели сбились с ног, пытаясь достать 800 кг краски, необходимой для приведения корабля в надлежащий вид. Как-никак 95, и выглядеть надо достойно.
Отгремел юбилей Победы. Заслуженно вознесено на пьедестал оружие Победы: танки, пушки, "Катюши", самолеты. А верой и правдой служащий Отечеству спасатель "Коммуна" отметил юбилей Победы в море, в строю кораблей постоянной боевой готовности. В его наградном списке по-прежнему значится лишь благодарность британской королевы.
Р.S.
Пресс-секретарь ВМФ Игорь Дыгало был искренне удивлен, узнав, что в боевом составе флота еще есть корабль - участник Первой мировой. Однако комментировать ситуацию отказался, пояснив, что на флоте по приказам юбилейными (наградными) считаются даты 10, 20, 30... лет. К сожалению, дата 95 в приказах никак не упоминается, а значит, повода для беспокойства у командования ВМФ нет.