16.07.2010 00:00
Спорт

Игорь Тер-Ованесян рассказал,что мешает легкой атлетике в России

Игорь Тер-Ованесян рассказал,что мешает легкой атлетике
Текст:  Николай Долгополов
Российская газета - Федеральный выпуск: №156 (5235)
Читать на сайте RG.RU

В Мордовии проходил чемпионат России по легкой атлетике. В разгар соревнований нашим собеседником стал знаменитый прыгун в длину, экс-рекордсмен мира, заслуженный тренер СССР, профессор Игорь Арамович Тер-Ованесян.

Российская газета: Каковы впечатления от увиденного?

Игорь Тер-Ованесян: Не зря сюда ехали. Это хорошо, что чемпионат доверили не какому-нибудь мегаполису-гиганту, а небольшому городу. Тут стараются, готовятся, а потому справляются. И Саранску хорошо: приезжают сотни гостей, народ приходит на стадион, популярность нашего вида спорта растет. Ходоки тут лучшие в мире, пусть растят и других чемпионов.

РГ: Давайте об этом посерьезнее и поподробнее. Может, как раз и логично, что наступает пора узкой специализации? Здесь ходоки - там спринтеры или стайеры.

Тер-Ованесян: Куда уж серьезнее. В легкой атлетике разыгрывается больше всего медалей. Но, давайте признаем, во всех видах победить невозможно, даже оказывать конкуренцию, скажем, африканским бегунам-стайерам сложно. Ну нет у нас легендарного Владимира Куца, выигравшего два "золота" на 5 и 10 тысяч метров в 1956-м в Мельбурне. Появится талантливый парнишка, чего все же не исключаю, ибо самородки рождаются, и надо всячески пестовать, помогать. Но упор, как мне видится, надо делать на развитие легкоатлетических видов, где у нас есть традиции, тренеры, школы, генетическая предрасположенность.

РГ: К примеру, прыжки в высоту?

Тер-Ованесян: К примеру - да. Тут еще от Кашкарова, Шавлакадзе, Валеры Брумеля и до сегодняшних наших чемпионов Сильнова, Рыбакова, Ухова... Есть с кем работать. Приблизительно то же самое в женском беге на 400 метров. Эстафетная команда 4х400 всегда сильна. Или в женской длине. Надо выбрать виды. Сделать на них ставку. Вложить усилия - организационные, тренерские, финансовые. И пойдет дело. А если сейчас мы еще и затеем нечто похожее на пока бесперспективных для нас 10 тысячах мужских метров, то, боюсь, только распылим силы и средства. Но тут нужно помнить и еще об одном условии.

РГ: Что за условие?

Тер-Ованесян: Ну не хочу я никого обижать.

РГ: Кажется, придется.

Тер-Ованесян: Ладно, без обид, но посмотрите, что происходит в этом женском финале на 3000 метров. Кто бежит стипль-чез? Половина из участниц бежать его не должна. Даже сидя на трибуне, видно: физические данные не позволят им выйти на хороший уровень. И никогда! Бежать, просто чтобы бежать? Или для массовости? Если для здоровья, то пожалуйста, это же просто прекрасно. Но не в большом спорте. Я - за активную селекцию. Она должна проводиться во что бы то ни стало. Нельзя по-иному - вот пришел паренек или девушка и вдруг занялся тем, что никогда не принесет успехов ни ему, ни стране. Надо не отталкивать, не выпирать таких ребят из спорта, а найти занятие не только по душе, а по способностям.

РГ: Но отбора-то теперь почти нет. Тренеры вообще радуются, что вот, отыскался кто-то, пришел все-таки в секцию.

Тер-Ованесян: Но здесь-то, в Саранске, нашли выход, заинтересовали. Может, искать надо как раз в небольших городах, в селах. Ну, смотрите, как этот парень прыгает! Ему с такими ногами длина противопоказана. Не его вид.

РГ: Игорь Арамович, а что в вашей коронной длине? После вас рекордсменов мира у нас не было.

Тер-Ованесян: Так в длине после великого Джесси Оуэнса с его еще довоенными 8 метрами 13 сантиметрами вообще нас было всего четверо, рекорды мира бивших. Такой сложный вид. Но в России после лет и лет застоя появился талантливый парнишка Павел Шалин. Они с тренером со мной консультируются вот уже пару лет. Даю советы, провел нечто вроде мастер-класса. У Павла есть возможности прыгать на 8 метров 40 сантиметров. Он уже сейчас к этой отметке подбирается, уверенно, постепенно, сантиметр за сантиметром. Сейчас в Саранске не выступает, от отбора на Европу освобожден. Думаю, ему можно будет побороться на чемпионате в Барселоне и за первое место.

РГ: А у женщин произошло явление миру Дарьи Клишиной.

Тер-Ованесян: Даша Клишина - это действительно явление. И в жизни, и в спорте. Она исключительно одарена в спортивном плане, исключительно. Из тех самородков, что рождаются, уже имея при себе многое. И в прыжках в длину она себя реализует. И еще очень хороша собой. Я говорю: из Клишиной надо делать новую Исинбаеву. Она подходит на роль такого идола. Помогать ей во всем, делать на нее ставку. Благодаря Клишиной в спорт, в легкую атлетику потянутся красивые девчонки. Ведь легкая атлетика - это действительно королева.

Легкая атлетика