16.07.2010 00:20
Культура

В Мариинском театре впервые поставили "Аттилу" Верди

В Мариинском театре впервые поставили "Аттилу" Верди
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №156 (5235)
Читать на сайте RG.RU

Оперой, посвященной самому знаменитому варвару в истории - Аттиле, заставившему полтора тысячелетия назад дрожать весь европейский континент - от Рейна до Рима и Византии, Мариинский театр замкнул премьерный круг фестиваля "Звезды белых ночей".

По сложившейся традиции в "звездной" премьере солировали титульные певцы мировой оперной сцены - Ильдар Абдразаков (Аттила), Мария Гулегина (Одабелла). Музруководство постановкой осуществил Валерий Гергиев.

Премьеру "Аттилы" на сцене Мариинки ждали с нетерпением - во-первых, это одна из лучших партитур Верди с впечатляющей музыкой и эффектным постановочным граундом, из которого можно вытянуть все что угодно, - баталии, пожары, роскошные церемонии, вгоняющий в дрожь сюжет с невестой, закалывающей на свадьбе собственного жениха. Опера не случайно заслужила в мире репутацию "блокбастера" и ставится на многих европейских сценах, в нью-йоркской Мет, на античной сцене Арена ди Верона. Теперь с "Аттилой" можно будет ознакомиться и в Мариинке.

Именно, что ознакомиться, поскольку к адекватной вердиевской партитуре работе оркестра и вокальным трактовкам добавить на сцене оказалось нечего. Современный зритель, воспитанный на эффектах роскошного глянцевого "голливудского эпоса", конечно, ожидал, что в театре он не только услышит в оркестре звон оружия, стычки гуннов с латинами или раскаты грома, но и увидит воочию взрывающие воображение картины варварства, сдобренные фирменным гергиевским звуковым "скифством". Но такого альянса музыки и зрелища не случилось. Постановщик спектакля мексиканец Артуро Гама, приглашенный на место отмененного по финансовым соображениям голливудского кинорежиссера Вильяма Фридкина, а также европейские художники Франк Филипп Шлоссманн и Хане Лоосен предложили петербургской публике эстетику "бедного" театра, где в анфиладе "каменных" порталов, упирающихся в задник с унылой проекцией дыма и облаков, оперные герои в окружении серой хоровой толпы разыграли скромное по выразительным средствам действие. Величие эпохи, столкнувшей дикую брутальную энергию варваров с избыточной, уставшей культурой римского упадка, опознать в спектакле было невозможно - разве что по знаменитому "скифскому" гриму Аттилы.

Расчет на Ильдара Абдразакова в партии легендарного вождя гуннов оказался безупречным: уже высоко оцененный в этой роли на сцене Метрополитен, он оказался убедительным и в спектакле Мариинки, продемонстрировав сложную комбинацию героического "силового" вокала и изысканной огранки певучего bell canto. Но было досадно видеть, как артист с такой эффектной сценической фактурой вынужден по воле режиссера работать на актерских клише из разряда балетного миманса. Мария Гулегина в партии Одабеллы, также исполняющая эту партию не первый год, на премьере прозвучала неровно - особенно в верхних нотах, форсируя звук и съезжая с точной интонации. Но в лесной сцене первого акта Гулегина буквально сразила зал акварельной легкостью и гибкостью голоса, "по-птичьи" перекликавшегося с флейтами и гобоями.

Новый "Аттила" оказался исключительно музыкальным достижением Мариинки, провоцируя при этом вопрос: неужели экономический кризис так фатально повлиял на передовой оперный театр, что он готов теперь мириться даже с явной сценической ординарностью?

Театр Музыка Санкт-Петербург Северо-Запад