20.07.2010 00:35
В мире

В Британии суд обязал фермера снести незаконно построенный им замок

Британский закон отменил "крепостное" право английского домовладельца
Текст:  Ольга Дмитриева
Российская газета - Федеральный выпуск: №158 (5237)
Читать на сайте RG.RU

Стоило мне только набрать телефон муниципалитета округа Рейгейт-Бенстед в графстве Суррей и представиться корреспондентом "Российской газеты", как взявший трубку сотрудник мгновенно "вычислил" мой интерес: "Вы, должно быть, по делу о замке мистера Фидлера?"

Именно по этому делу я и звонила. История 61-летнего фермера Роберта Фидлера, построившего на своем участке домик своей мечты, но не зарегистрировавшего "мечту" по всем правилам местных законов, стала минувшей весной сенсацией британских СМИ. Экзотическое трехэтажное сооружение, смешавшее в вольном стиле архитектуру рыцарских замков эпохи Тюдоров и фермерские фантазии, объявилось на собственном участке фермера в 2002 году после двух лет упорного труда. Фидлер выстроил свое детище из подручных материалов, а именно: деревянные балки смастерил из росших на территории фермы дубов, кирпичи взял от старых разрушенных построек. И тем самым сэкономил большие деньги, так что весьма просторный и эффектно дизайнированный замок обошелся фермерской семье в смехотворные по меркам британского рынка недвижимости 50 тысяч фунтов стерлингов (77 тыс. долларов).

Таким образом хеппи-энд этой истории был бы обеспечен и, возможно, Роберт и Линда Фидлер стали бы героями популярной в Британии телепередачи "Я владею лучшим домом в Британии", если бы не одно "но". Об это самое "но" Фидлер сильно споткнулся.

Свое детище он построил без разрешения властей. Во-первых, потому, что такое разрешение получается не бесплатно, требуя кучи справок и инспекций. Во-вторых, вероятно, опасался, как бы дизайн его мечты пришелся не по вкусу местным архитекторам и планировщикам, дающим разрешение на постройку. Однако фермер знал, что в английском законе существует лазейка: если за четыре года от возведения строения на него никто не пожаловался и не потребовал сноса - то оное получает легальное право на жизнь. И Фидлеры ушли в "партизаны". Замок сооружался по большей части под покровом ночной темноты, а будучи возведен огородился "крепостной стеной", сложенной из... сена.

Но четырехлетняя конспирация не спасла фермера. Когда правда в виде явившегося миру замка вышла наружу, местные органы власти пришли в сильное возмущение и потребовали снести незаконную постройку. Дело о замке Фидлера дошло до Высшего суда Англии и легло на стол одному из самых прославленных английских арбитров. Судейский молоток пребольно ударил Роберта Фидлера по голове: Высший суд присудил фермеру снести замок, дав ему на это годовой срок. В случае неповиновения к сносу должны были бы приступить муниципальные бульдозеры.

А как же лазейка, когда никто за все 4 года не пожаловался на замок Фидлеров? Лукавый судья лукаво постановил, что строение было завершено не в 2002-м, а именно тогда, когда Фидлер снес сенной забор - вроде как убрал строительные леса. Иными словами, никаких четырех лет и вовсе не было!

Роберт Фидлер обозвал намерение разрушить свою мечту вандализмом и пообещал апеллировать вплоть до Европейского суда по правам человека и не сдаваться до последнего дыхания. Как же обстоят дела сегодня?

Официальный представитель муниципалитета округа Рейгейт-Бенстед Клер Лэппинг рассказала вашему корреспонденту, что Апелляционный суд в Лондоне решил предоставить Роберту Фидлеру право на апелляцию. Поэтому дело по сносу строения пока отложено вплоть до ожидания решения Апелляционного суда.

Представитель муниципалитета сказала также, что аналогичная жалоба на снос самовольного строения поступила в Апелляционный суд из соседнего графства одновременно с жалобой Фидлера и это, возможно, поспособствовало тому, что суд решил взять обе апелляции к рассмотрению.

Я высказала осторожное предположение, что если Фидлер и его коллега по несчастью выиграют дело в Апелляционном суде, то это создаст просто революционный прецедент для самоуправцев-застройщиков, невиданный и неслыханный для Англии. "Да, - согласилась со мной представитель муниципалитета. - Именно так..."

Но хорошо это будет - или плохо? Вот в чем шекспировский вопрос. Шекспировский по тому, что о деле Фидлера спорили в Англии с шекспировской страстью. Многие здешние комментаторы решительно встали на защиту Фидлера, заявив, что знаменитый английский постулат "мой дом - моя крепость" с помощью законов превращен в посмешище. Что лэндлордов-англичан повязали по рукам и ногам, лишив всякого права распоряжаться по своему усмотрению своей собственной землей. В одной из британских газет была поведана забавная история о том, как местные власти не позволили новому домовладельцу снести гараж, прикрепленный к строению XVIII века в Норхэмптоншире, мотивируя тем, что "гаражу по крайней мере 150 лет", а стало быть, он есть часть истории. Между тем гараж явно был построен между двумя последними мировыми войнами, не говоря уже о том, что полтора века назад не было автомобилей, а стало быть, и гаражей.

Но английским домовладельцам, позволяющим самовольно распоряжаться своей частной собственностью, не всегда смешно. Гигантский штраф может грозить тому, кто осмелится переделать даже такую малость, как внешние рамы на окнах собственного дома, не имея на то разрешения местного архитектора и муниципалитета. А все потому, что хотя дом фактически и принадлежит данному лэндлорду, но он также принадлежит архитектурному ландшафту города, данной местности, а может быть - и английской истории в целом.

Именно это и охраняет свято английский закон, пытаясь своими положениями спрясть в одну пряжу частную шерсть с государственной. Английские инструкции о застройках и реконструкциях частных владений на частных территориях исходят из общественных интересов. А именно: если каждый вздумает строить на своем участке все, что в голову взбредет, - то во что в итоге превратится данное селение, город?

"Дело не в том, что мы боремся с мистером Фидлером. Если решение будет принято в его пользу, таких построек будет уже не одна или две, а сотни", - сказал представитель Комитета по жилищному планированию округа Рейгейт-Бенстед Клир Миллер.

И ему не так просто было бы возразить при всем восхищении замком Роберта Фидлера и при всем уважении к фидлеровской мечте.

Великобритания