Даже при нынешнем урожае зерновых (по предварительным прикидкам, он не превысит 1,3 миллиона тонн) существующих емкостей не хватит, чтобы принять и переработать все, что будет убрано. Между тем, строящиеся элеваторы вступят в строй не раньше следующего года.
Рекордные показатели двух предыдущих лет, когда в регионе собирали по три миллиона тонн зерна, серьезно обострили проблему хранения и переработки урожая. Имеющихся элеваторных мощностей и хлебоприемных пунктов не хватает. Среди них есть и такие, которым сто и более лет. А те, что помоложе, безнадежно отстали в плане технологий переработки зерна.
Дефицит емкостей в Центральной России даже породил проект переброски хлебных запасов в северо-западные регионы страны, где элеваторы пустуют. Но оказалось, что овчинка выделки не стоит - слишком велики транспортные издержки.
На сегодняшний день, как сообщил корреспонденту "РГ" начальник областного управления по развитию перерабатывающей промышленности Александр Коренчук, регион располагает емкостями для хранения и переработки 1,1 миллиона тонн зерна. Кроме этого, используются приспособленные площадки для напольного хранения 600 тысяч тонн. Учитывая, что зерно находится на элеваторах не один год, аграрному сектору региона дополнительно требуются емкости еще на два миллиона тонн.
В Сампурском районе сооружение современного элеватора на 150 тысяч тонн в стадии проектирования, а в Кирсановском (мощность - вдвое больше) начнется лишь в следующем году. Лучше обстоит дело с элеватором на 50 тысяч тонн в селе Сабурово Никифоровского района. На сегодня это единственный крупный инвестиционный проект, который реализуется с участием иностранного капитала - немецкой компании. К урожаю следующего года планируется запустить первую очередь объекта, а в 2012-м элеватор выйдет на полную мощность. Его технологические возможности при сравнительно небольших объемах позволят ежедневно принимать до 350 автомашин с зерном и перерабатывать и отправлять по железной дороге до 10 тысяч тонн ежесуточно. Столь высокая оборачиваемость объясняется тем, что предприятие сориентировано на отгрузку зерна на экспорт. По сути, возводится хлебный перевалочный пункт, где зерно будет подвергаться тщательной технологической переработке.
В перспективе на этой же площадке планируется строительство маслозавода мощностью 250 тонн в сутки и комбикормового завода (300 тонн), что с учетом уже имеющихся мукомольных мощностей даст возможность объединить все производства в законченный технологический комплекс. Власти региона взяли на себя финансирование инфраструктуры объекта, в частности строительство железнодорожной ветки, линии электропередачи, газопровода.
Для рационального использования хлебных запасов области необходимы страховой фонд зерна, а также система управления продрезервами. Скажем, в прошлом году появился повышенный спрос на мягкую продовольственную пшеницу. На Тамбовщине ее собрали 1,8 миллиона тонн - хватило бы прокормить все 18 регионов ЦФО. Но с учетом невысоких закупочных цен возникли сложности с распределением хлебных потоков.
В нынешнем засушливом году ситуация на зерновом рынке другая, хотя отнюдь не катастрофическая. Цены могут подскочить, поэтому важно распорядиться урожаем так, чтобы расплатиться с кредитами с минимальными потерями. Для этого и нужна система управления продовольственными резервами, снабженная мобильными элеваторными мощностями.