Смешанные браки в нашей стране издавна были привычным явлением. Однако недавние социологические опросы уверенно демонстрируют неуклонный рост количества противников межнациональных семей. Имеется ли реальная почва для подобных настроений?
В 90-е годы в России лидировали браки с европейцами и американцами. Тысячи россиянок покидали страну в поисках "заморского принца", а те, кто не решался на подобный подвиг, втихую мечтали о муже из-за рубежа. Образ западного мужчины для российской, но уже не советской девушки был невероятно привлекателен, а возможность уехать с ним на его родину - настоящим соблазном эмиграции. Однако времена изменились. Сегодня в категорию иностранцев попадают и мужчины-мусульмане, рассказывает старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская в ходе видеомоста Москва - Казань, посвященного межконфессиональным и межнациональным бракам:
- Православная и мусульманская семейная модель очень схожи между собой. Роль мужчины в обеих религиях является главенствующей. Женщина ищет в мужчине опору, готовность принять на себя ответственность за нее и ее детей. Мусульманский мужчина охотно берет бразды правления в свои руки, что дает повод женщине чувствовать себя рядом с ним защищенной. Кроме того, часть таких браков объединяет советское прошлое.
Браки между православными россиянками и мусульманскими мужчинами оказываются крепче союзов наших соотечественниц с европейцами. По словам Ольги Маховской, протестантская модель подразумевает в семье команду, которая существует ради достижения скорее материального, а не духовного благополучия. Роли отца и матери равны, родители в зависимости от обстоятельств могут меняться ролями. В России же авторитеты расставляются в пользу мужчины.
В России и особенно в Москве прослеживается рост ксенофобии. Есть даже такой комплекс москвича - каждый приезжий, по мнению столичных жителей, посягает на их квадратные метры. Так уж получилось - признается Маховская, - межкультурные и межконфессиональные браки имеют плохую репутацию.
Причиной пересудов о вреде межэтнических браков чаще всего является сложное положение детей и главным образом в случае развода родителей. Имея папу и маму с разными вероисповеданиями, ребенок стоит перед непростым выбором. Как признается председатель Союза мусульманок Республики Татарстан Наиля Зиганшина, дети в такой ситуации выбирают для себя веру того родителя, со стороны которого родственники ближе ему по духу.
В противовес общественному непринятию неравных с точки зрения национальности и веры союзов такие браки имеют свои плюсы. Дети, рождаемые в них, получают в наследство богатство сразу двух культур - как правило, у них выше уровень интеллектуального развития.