20.07.2010 00:55
Экономика

Страны Таможенного союза создадут орган по защите конкуренции

Таможенный союз потребует создания наднационального органа по защите конкуренции
Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - : №26 (759)
Читать на сайте RG.RU

Не проходит недели, чтобы какое-либо министерство и ведомство не сообщило, что совместно с другими участниками Таможенного союза разрабатывает планы о создании единого органа регулирования бизнеса на всем экономическом пространстве трех стран. Мы обратились с вопросом в Федеральную антимонопольную службу, кто будет следить за добросовестной конкуренцией на просторах Таможенного союза? На вопрос нам ответил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

- Сейчас создана комиссия Таможенного союза и предполагается, что в рамках этой комиссии заработает структура, обеспечивающая соблюдение требований антимонопольного законодательства. Предполагается, что будет действовать двухуровневая система. Для ряда действий контроль будет осуществляться со стороны национальных антимонопольных органов, для ряда действий - со стороны наднационального органа. Сейчас уточняется, какая именно компетенция конкретно будет у наднационального органа, какие функции будут делегированы с национального на наднациональный уровень. В частности, обсуждаются предложения о наделении наднационального органа функциями контроля недопущения случаев недобросовестной конкуренции. Например, когда на территории нескольких государств в оборот пускаются товары с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности или когда распространяются ложные или неточные сведения о деятельности того или иного хозяйствующего субъекта. Или вопрос выявления и пресечение картелей, чьи действия распространяются на территорию более чем одного государства - члена Таможенного союза.

- О каких общих антимонопольных правилах предстоит договориться трем странам, какие законы придется принять?

- Формирование антимонопольных правил, а также правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства имеет большую предысторию. Еще в 1993 году было подписано межгосударственное соглашение по вопросам проведения согласованной антимонопольной политики в рамках СНГ. В 2000 году оно было уточнено, в частности применительно к процедурам взаимодействия антимонопольных органов стран СНГ. Очень активно в рамках созданного в соответствии с указанными документами Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП) взаимодействуют антимонопольные органы.

В 2000 году был подписан договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В 2003 году главами государств была утверждена концепция формирования Единого экономического пространства (ЕЭП). С этого времени началась работа по пакету соглашений по формированию на начальном этапе Таможенного союза (ТС), а на следующем - ЕЭП, в т.ч. начались переговоры по соглашению по конкуренции. В 2007 году с подписания договора о создании единой таможенной территории началось практическое формирование Таможенного союза. А с 01.07.2010 Таможенный союз начал функционировать. С 01.07. 2011 начнется практическое формирование ЕЭП, а к 2014 году оно будет функционировать в окончательной конфигурации.

В обсуждаемом проекте соглашения по конкуренции прописываются, с одной стороны, основные принципы конкурентной политики, а с другой - правила антимонопольного контроля. В соответствии с указанными принципами конкурентной политики должны быть гармонизированы национальные антимонопольные законодательства. Что касается правил антимонопольного контроля, то они будут действовать на территории всех государств - членов Таможенного союза и являются нормами прямого действия. В частности, обсуждается, что вопросы контроля недобросовестной конкуренции и картельных сговоров на рынках более чем одного государства ТС будут осуществляться в рамках указанных правил.

- Как сложится расстановка сил на том или ином рынке?

- За счет отмены таможенных ограничений, ограничений во внешней торговле национальные границы товарного рынка расширяются до единых границ Таможенного союза. Товары, работы, услуги, капитал, рабочая сила начинают свободно перемещаться на первоначальном этапе в границах Таможенного союза, а на последующем этапе в границах Единого экономического пространства наших государств.

- Сыграет ли расширение границ на руку монополистам?

- Расширение границ приведет к усилению конкуренции. Соответственно это не сыграет на руку монополистам, поскольку они начнут действовать в более жестких конкурентных условиях. Что важно в первую очередь для населения наших государств.

- Они будут себя чувствовать менее уверенно или некоторые монополии вообще исчезнут?

- Сейчас существует монополия в национальных границах, а когда они начнут конкурировать напрямую, без таможенной защиты, без внешнеторговой защиты со стороны своих государств, естественно, они окажутся в более жесткой конкурентной среде, и условия конкуренции возрастут.

- Может ли ФАС лишиться своих рычагов давления?

- Для нас важно, чтобы была защищена конкуренция в первую очередь. В этом смысле, чем больше будет защищена конкуренция, тем лучше мы себя будем ощущать. В данном случае формирование Единого таможенного пространства, Единого экономического пространства направлено как раз на развитие и на защиту конкуренции. В этом смысле мы полагаем, что в первую очередь будут защищены рынки, а задача антимонопольных органов, национальных, на территории каждого из государств, а также наднационального органа состоит в том, чтобы создать организационные предпосылки для защиты конкуренции на этом пространстве.

- Будет ли российская ФАС подчиняться надзорному органу Таможенного союза?

- Наднациональный орган будет заниматься вопросами в пределах той компетенции, что мы уже обсудили. У национальных органов остается своя компетенция по всем вопросам, связанным с конкуренцией на национальных рынках. Будет обеспечена координация между национальными органами и наднациональным органом. В этом направлении мы движемся уже и сейчас. При МСАПе в 2006 году был создан штаб по проведению совместных расследований. Это оказывается наиболее эффективной мерой по защите конкуренции и защите участников и потребителей рынка от действий монополистов на транснациональных рынках. Безусловно, этот опыт будет полезен и в рамках ТС, и в рамках ЕЭП.

- В Белоруссии и Казахстане основной монополист - государство. В России распространена практика частно-государственного партнерства плюс развитые инструменты рыночного обращения ценных бумаг. Как все это взаимно связать?

- Что касается нарушителей антимонопольного законодательства, то и в России, и в других странах антимонопольное законодательство не делает изъятий для компаний с государственным участием либо частных компаний. Если какая-то компания злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке или какие-то компании участвуют в картельном сговоре, то независимо от того, частные они или государственные, к ним применяются меры антимонопольного воздействия. Я замечу, что нарушителями антимонопольного законодательства зачастую являются и органы власти. Таких нарушений, к примеру, в России около половины от общего количества нарушений. В этом смысле антимонопольный контроль будет обеспечен в отношении всех тех, кто стремится ограничить конкуренцию и свободу перемещений товара, работ, услуг.

В рамках пакета соглашения по формированию ЕЭП обсуждаются вопросы по развитию рыночных отношений на различных сегментах рынка, в том числе и рынка ценных бумаг. Обсуждаются вопросы развития рыночных отношений, согласованного реформирования ряда сфер экономики, открытия их для конкуренции. Это важно для поставщиков товаров и услуг, а также интересно для населения наших государств.

- Возможна ли аналогия с ВТО в работе этого нового органа в рамках ТС, где работает один антимонопольный орган по трем направлениям: антидемпинговое, расследование, коллизионные и защитные нормы. Какие особенности возможны в Таможенном союзе?

- В данном случае речь идет о том, что мы переходим на такую степень интеграции, при которой на территории ТС, а в ближайшей перспективе - ЕЭП, уже не будут применяться меры защиты во внешнеторговой деятельности между странами-членами. Аналогия скорее уместна с Евросоюзом, где существует общий рынок стран, отсутствуют таможенные границы, отсутствуют внешнеторговые меры защиты между государствами - членами Евросоюза. Действует Еврокомиссия, в рамках которой существует директорат по конкуренции, который обеспечивает условия конкуренции, если возникли ограничения при торговле между государствами - членами Евросоюза. А в каждой из стран - членов ЕС функционируют национальные антимонопольные органы, обеспечивающие условия конкуренции на национальных рынках.

ВЭД Таможенный союз (ТС) ФАС