20.07.2010 00:03
Культура

Юрий Богомолов: Все неделю телевизор говорил с сильным французским акцентом

Текст:  Юрий Богомолов (обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №158 (5237)
Читать на сайте RG.RU

Лето на телеэкране в этом году не так засушливо, как за его рамкой. Есть на что посмотреть. Есть над чем подумать. Есть о чем поспорить. Всю минувшую неделю телевизор на Первом и на "России К" говорил с нами с сильным французским акцентом.

...К Коко Шанель

и к Фантомасу

В советское время нечасто случавшаяся неделя Франции заменяла турпоездку за рубеж нашей Родины. Теперь возможностей пересечь границу больше, а целенаправленных путешествий в культуру той страны, в столице которой хотел бы жить и умереть поэт Маяковский, стало много меньше. И вот Первый канал вкупе с телеканалом "Россия К" наконец такой экскурс организовали.

Мы пересмотрели несколько старых фильмов с де Фюнесом, с Пьером Ришаром, с Софи Марсо, увидели симпатичные документальные фильмы о любимых артистах - о том же Ришаре, об Анни Жирардо и об Эдит Пиаф, познакомились с "Противоречивой историей Жанны Д Арк", с "Парижем Сергея Дягилева" (тоже документальные ленты).

Осенью нам предстоит увидеть документальный фильм Владимира Познера и Ивана Урганта "Тур де Франс". Пока же нам в рамке недели был показан завлекательный фрагмент из этого путешествия.

Отдельное спасибо Первому за коллекцию сравнительно недавних французских фильмов, среди которых в первую очередь следует отметить картину Ж. Одиара "Пророк". Другие - "Последний урок", "Мои звезды прекрасны", "Париж! Париж!", "По ту сторону кровати" - разумеется, не столь примечательны в художественном отношении. Зато они дают представление о тонкостях и сложностях цивилизованной буржуазности. В советскую пору проблемы частных граждан Франции или Италии при всей их занимательности казались чем-то чересчур далеким. Мы смотрели и приговаривали: "Вам бы наши проблемы, а нам бы - ваши!"

Теперь трудности ихнего буржуазного общежития стали нашими, при том что сложности социалистического быта и рефлексы советского менталитета никуда из нашей повседневности не делись, если судить по ежедневному репертуару отечественного ТВ. Тут поблизости наша родная мелодрама "Ромашка, кактус, маргаритка" (2009 г.), сделанная на французский манер, и вполне себе доисторический советский фильм "Партийный билет" (1936 г.). Последний про то, что ничего не может быть в жизни дороже принадлежности к Коммунистической партии Советского Союза.

Если американское кино нам - пример и маяк по части экшена, то французское - дает уроки душевной рефлексии буржуа, набирающегося жизненного опыта. Наверное, поэтому столь значительное внимание Первый канал уделил великой шляпнице и не менее великой парфюмерше Коко Шанель.

Сначала был показан фильм "Коко Шанель и Игорь Стравинский", затем - просто "Коко Шанель". Первый - посвящен эпизоду из биографии хорошо пахнущего бренда. Героиня уже на вершине славы. Она одаривает вниманием и материальной помощью великого русского композитора. Затем - своей страстью. Счастья им обоим их роман не прибавил. Фильм снят не без претензии на изобразительный изыск, на чувственный эффект, но все это служит не более чем украшением для биографии знатной модницы.

Вторая картина - это относительно полная биография Шанель. Она о том, как девушка из низов стала нужной высшему свету, как заняла в нем свое место. Как обуржуазилась сама и как поспособствовала в меру своих сил и способностей красивой стилизации того мира, в котором заняла заметное место. Как создала свое маленькое, но победоносное черное платье, о котором то и дело приходится слышать на программе "Модный приговор".

В этом фильме есть любовный треугольник, но не нашлось места для ее романа со Стравинским.

Впрочем, это ладно. По этой части телезрители Первого канала уже в курсе. Самое любопытное и темное осталось за кадром биографического фильма. В тени внимания авторов осталась ее жизнь в годы Второй мировой войны - ее коллаборационизм, за который ее чуть было не посадили после войны, ее отношения с начальником Штирлица и конкурентом Мюллера - Вальтером Шелленбергом. А ведь какой это выигрышный сюжет для исторической мелодрамы!

...К Думе

5-й решил было засвидетельствовать свое почтение отечественному парламенту и поднять что-то вроде тоста за его здоровье по случаю окончания очередной думской сессии. Для этого на программу "Открытая студия" были приглашены вице-спикер Владимир Жириновский, представитель "Справедливой России" Антон Беляков и писатель Михаил Веллер.

Думали, что получится праздник демократии, а случился скандал. Пример подал Жириновский. Он объявил, что не может рядом сидеть со своим коллегой, поскольку тот рангом не вышел, и покинул студию. Писатель не упустил возможности позлорадствовать: вот, мол, какая у нас Дума. Смотрите, граждане. Но через некоторое время и сам возбудился. На сей раз по поводу того, что его собеседник (все тот же Антон Беляков) возрастом не пара ему, известному и заслуженному писателю России. А мы знаем по опыту, что писатель Веллер возбуждаться способен не слабее Жириновского. Осталось в этой ситуации посочувствовать телеведущей Нике Стрижак.

...К Лукашенко

НТВ со всей большевистской прямотой, как говорится в подобных случаях, высказалось в отношении Александра Лукашенко. Оно выдало в эфир два кряду сюжета "Крестный батька 1" и "Крестный батька 2". Сделаны они довольно топорно. Но в них не оказалось ничего нового по сравнению с тем, что мы уже давно знаем, о чем много раз писали, что устали обсуждать, над чем надоело смеяться. Над его самодовольством, над его невежеством, над его политическим лицемерием и т. д.

О чем приходится сожалеть, так это о том, что все это сказано с большим опозданием для широкого круга зрителей. И возможно, сказано слишком поздно. Он, судя по каким-то косвенным признакам, чувствует себя Фиделем Кастро. Белоруссия бросила вызов России, как Куба - США. Он осознал себя мифологической фигурой. А мифы, как известно, дезавуировать много труднее, чем реальных политических деятелей. От мифов самая неопровержимая правда отскакивает как горох от стенки.

***

Была хорошая новость: прошла информация о том, что программа "Малахов +" закрыта. Это плюс. За ней последовала плохая новость: "Программа "Малахов +" не закрыта, а приостановлена с целью ее модернизации". Это минус.

Было на прошлой неделе несколько серьезных плюсов. Это выпуски программы "Справедливость" и две совершенно замечательные лекции, прочитанные профессором Оксфордского университета Андреем Зориным на канале "Россия К" в рамках цикла Асаdemia.

ТВ и сериалы