В начале 1990-х годов я участвовал в создании неправительственной экологической организации "Международный Зеленый крест" и стал ее президентом-основателем. Одним из важнейших направлений нашей работы является проблема воды. Мы выступаем за признание на международном уровне права на доступ к чистой воде и обеспечение базовых санитарных условий в качестве неотъемлемого права каждого человека.
По оценке ООН, сегодня в мире почти 900 миллионов людей не имеют доступа к чистой воде, а 2,6 миллиарда живут в антисанитарных условиях. Вода, без которой невозможна жизнь, несет смерть миллионам людей. Каждый день от передаваемых через нее болезней умирает как минимум 4 тысячи детей. За годы после Второй мировой войны загрязненная вода унесла больше жизней, чем все вооруженные конфликты и насилие во всех его формах.
Эта гуманитарная катастрофа продолжается уже несколько поколений. Мы обязаны остановить ее.
Признание доступа к безопасной воде и санитарии в качестве права человека - важный, необходимый шаг в борьбе за жизни людей. Впервые с этой идеей выступили десять с лишним лет назад организации гражданского общества. Сегодня она широко признана, в ее поддержку выступают правительства многих стран, лидеры бизнеса. Это уже большое достижение.
В нынешнем месяце впервые в истории ООН на голосование в Генеральной Ассамблее будет поставлена историческая резолюция, декларирующая право человека на "безопасную и чистую питьевую воду и санитарные условия". Уже 190 государств прямо или косвенно признали это право. Так, в 2007 году лидеры стран Азиатско-Тихоокеанского региона заявили, что считают его одним из важнейших факторов обеспечения безопасности. В марте этого года с заявлением, подчеркивающим необходимость реализации этого права, выступили страны Европейского союза.
Есть, однако, и страны - их немного, которые пока не поддержали эту идею. В их числе США и Канада. Их нежелание официально закрепить право на воду не может не вызвать недоумения: думаю, прежде всего у самих граждан этих стран. Кстати, в утвержденной президентом Бараком Обамой стратегии национальной безопасности говорится о необходимости содействовать реализации прав человека и процесса устойчивого развития во всем мире. По логике вещей из этого должно вытекать признание права на доступ к чистой воде.
Некоторые другие страны, в частности Турция и Египет, возражают против закрепления права на воду в основном из-за наличия конфликтов, связанных с распределением водных ресурсов между соседними государствами. Однако, на наш взгляд, нельзя дожидаться достижения всеобщего глобального консенсуса по этой проблеме. Мы не можем позволить горстке сомневающихся сорвать этот жизненно важный процесс.
Конечно, само по себе признание на международном уровне права на воду - не волшебная палочка. Чтобы реально обеспечить доступ сотен миллионов людей к чистой воде, необходимо закрепить его в национальном законодательстве и внести эту проблему в число первоочередных приоритетов.
Нерешенность проблем воды и санитарии должна рассматриваться как невыполнение государством одной из своих главных обязанностей. За признанием права на воду должны последовать конкретные шаги, подкрепленные финансовыми и материальными ресурсами и нацеленные прежде всего на наиболее нуждающиеся слои населения.
Те развивающиеся страны, которые закрепили право на воду в своем законодательстве (например, Сенегал и ЮАР), решают водные проблемы гораздо эффективнее, чем большинство их соседей.
Согласно последним данным ООН, есть все шансы выполнить и даже перевыполнить задачу, поставленную лидерами государств в принятом в 2000 году документе "Цели развития на рубеже тысячелетия": к 2015 году сократить вдвое число людей, не имеющих доступа к безопасной питьевой воде. Этому можно только радоваться. Но огорчает другое: аналогичная цель в области санитарии, судя по всему, достигнута не будет, и целый миллиард человек по-прежнему не будет иметь к ней доступа. При нынешних темпах некоторые регионы Африки лишь через столетие - и это в лучшем случае - смогут обеспечить всех своих граждан безопасной питьевой водой и элементарной санитарией. Получается своего рода "водный апартеид", отделяющий богатых от бедных, имущих от неимущих.
Обеспечение людей водой и санитарными условиями критически важно для решения многих других проблем развивающихся стран. Речь идет о таких сферах, как образование, здравоохранение, регулирование рождаемости. Есть здесь и прямая связь с проблемами безопасности. По мере роста населения планеты и в связи с изменением климата обеспечение водными и пищевыми ресурсами будет вызывать все большие противоречия и опасные конфликты. С повышением уровня мировых температур будет расти и поток "водных беженцев".
Чтобы этого не произошло, необходимо взаимодействие между всеми секторами общества - властями, гражданским обществом, сельским населением, бизнесом, наукой.
Решение проблемы воды и санитарии - не просто доброе дело, но и перспективный бизнес-проект, выгодный для мировой экономики, особенно в условиях нынешнего финансового кризиса. Согласно данным Программы ООН по окружающей среде, инвестиции в размере 20 млн долларов в малозатратные технологии очистки воды могут помочь 100 млн сельских семей вырваться из тисков нищеты. 15 млрд долларов в год, выделенных на достижение "Целей тысячелетия", дадут в масштабе планеты экономическую отдачу в размере 38 млрд долларов.
Сегодня наша инициатива опирается не только на растущую поддержку рядовых граждан, но и на ресурс политической воли государств. Надо воспользоваться этим моментом и "конвертировать" их в реально работающее и имеющее обязательную силу законодательство, а также в программы действий на национальном и международном уровнях. Начало этому процессу может положить предстоящее голосование в ООН.
Несколько недель назад президент Франции Николя Саркози призвал воспользоваться Всемирным форумом по водным ресурсам, который пройдет в 2012 году во французском Марселе, чтобы провозгласить на международном уровне всеобщее право на безопасную воду и санитарные условия. Надеюсь, что у нас появятся и другие сторонники из числа руководителей государств и лидеров общественного мнения, которые станут посланцами этой идеи по всему миру.
Мы можем и должны приблизить день, когда право каждого на воду и санитарные условия будет не просто признано, но и реализовано на практике.