22.07.2010 00:10
Экономика

Михаил Чкаников: Бояться грядущего голода и резкого всплеска цен вряд ли стоит

Текст:  Михаил Чкаников (обозреватель "РГ")
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №161 (5240)
Читать на сайте RG.RU

Пятая часть посевов погибла - зерно подорожает вдвое. Так видят результаты засухи одни аграрные эксперты. Как правило, те, чьи частные интересы требуют высоких внутренних цен на зерно.

Другие успокаивают: урожай зерна в стране при самом плохом раскладе будет не меньше 80 млн тонн (по прогнозам минсельхоза - 85 млн тонн). Аргументы сторонников этой точки зрения таковы. В первой половине этого десятилетия больше в среднем не собирали и при этом не только не пухли с голода, но и наращивали экспорт. Считаем дальше: с прошлого года осталось 24 млн, итого в наличии - 104 млн тонн. Годовая потребность в зерне в России - не больше 77 млн тонн. Часть разницы в 27 млн тонн - это то, что можно продать на экспорт. Такая успокоительная позиция ближе экспортерам: им выгоднее, чтобы внутренняя цена не превышала мировую.

Скорее всего, и то, и другое - правда. Это классический взгляд на вещи: стакан наполовину полон или наполовину пуст. И классическая формулировка римского права: кому выгодно?

Поволжье ведь далеко не вся зерновая Россия. Да, в хорошие годы здесь собирали и по 20 млн тонн зерна, но в плохие - гораздо меньше. В то же время на юге и Кавказе урожай в этом году, похоже, выше, чем в прошлом. А эти регионы исторически дают до четверти всего зерна в нашей стране.

В Центральном округе началась уборка, пока сборы выше, чем в прошлом году, но вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут призывает подождать с выводами пару недель. В Сибири, по Корбуту, урожай будет на уровне прошлого года. Там дождей даже многовато.

На генетическом уровне мы в России боимся голода. Голодали деды, голодали родители, многие сами невесть чем питались в 90-е годы. Мы, как общество, боимся остаться без еды больше, чем потерять тех, кто эту еду производит. Хотя объективно последнее - это сейчас самая большая опасность в засохших регионах. Пшеницу можно привезти оттуда, где ее много. Да, дороже. Но заработают на таком росте цен наши же аграрии. И это гарантия, что и в 2011 году страна не останется без хлеба. А вот новых земледельцев завезти в Поволжье не удастся ни за какие деньги. По крайней мере, в реальной исторической перспективе.

Как бы то ни было, бояться грядущего голода и резкого всплеска цен вряд ли стоит. И все же не зря премьер Путин предупредил: необходимо пресекать любые попытки нажиться на нынешней беде. Потому предлагаем вам проконтролировать бизнесменов и торговцев. Для этого 21 октября зайдите в ближайший магазин и, заполнив талон, пришлите его в "РГ". Мы обещаем проанализировать ваши письма и напечатать отчет об уровне цен в разных регионах страны в одном из ноябрьских номеров.

АПК