На первом Одесском международном кинофестивале ожидали большое количество зарубежных кинозвезд. И если с самого начала не очень-то и верилось газетным "уткам" про приезд Джонни Деппа и Сильвестра Сталлоне (хотя у последнего и есть украинские корни), то визит Жерара Депардье сомнению не подвергался. Увы - Депардье, вечно попадающий во всевозможные приключения, сломал накануне приезда ногу. Зато Председатель жюри ОМКФ - знаменитый режиссер из Нидерландов Йос Стеллинг - человек слова. В Одессу прибыл. Мастер-класс на Одесской киностудии при переполненном зале провел. Свои фильмы привез. И дал эксклюзивное интервью обозревателю "Российской газеты".
Российская газета : На мастер-классе вы меня крайне удивили. Двумя высказываниями. Первое - вы показали свою короткометражку "В зале ожидания", после чего заявили, что в коротком метре история - не самое главное. Я знаю другое: в любом фильме самое важное - история и то, как она рассказана.
Йос Стеллинг : Короткометражный фильм - он как стихотворение. Это чувство. Одно чувство. Когда короткометражка длится 25 минут, то нужно думать об истории и сюжете. Но когда она короче - это необязательно.
РГ : Но даже в вашем фильме "В зале ожидания" есть история человека, которого на полчаса оставила жена, и он вообразил себе прекрасную незнакомку…
Стеллинг : История была в том, что он влюбился, и все дальнейшее происходило в его голове. Вот и все!
РГ : То есть история все же была.
Стеллинг : Хорошо, давайте объясню по-другому. Большинство людей, которые делают фильм, думают всего лишь об истории. И когда они начинают снимать, то становятся ее жертвами. Они начинают думать: этот человек должен пойти туда-то и сказать определенные слова, и все из-за того, что у них есть история. А на самом деле режиссер должен быть свободным, чтобы иметь возможность высказать свои эмоции. История нужна фильму лишь как основа, как базис. Но она всего-навсего начало.
РГ : Спасибо, я поняла. Второе, что меня удивило - вы похвалили голливудское кино. Обычно в Европе принято его ругать.
Стеллинг : Я имел в виду то, что благодаря голливудским фильмам до сих пор существуют кинотеатры и строятся новые. Тут ситуация, как в литературе: есть комиксы, есть дешевые и бульварные романы, есть серьезные произведения. Но сперва нужно научиться читать. Голливуд не имеет ничего общего с искусством и не проповедует его основные принципы. Это - развлечение. И я считаю, что развлечение - это неплохо. Я сам иногда читаю комиксы. Просто больше поддерживаю не голливудское кино. Но это не значит, что я против Голливуда.
РГ : Ваш мастер-класс окончился своеобразно. Вам задали вопрос, после которого погас свет, и работать дальше стало невозможно. Но мне интересен ваш ответ. Напомню вопрос: "Вы - признанный мастер эротических сцен. На кинофестивале сейчас множество фильмов, где такие сцены сделаны плохо и неискренне. Что вы думаете по этому поводу?"
Стеллинг : Эротика - не искусство, а основа жизни. Следует понимать, что эротика - это магнетическое притяжение между людьми. Это - расстояние, это - желание. 90 процентов искусства на самом деле об эротике и о сексе. Однако зрителя интересуют не персонажи, а пространство, возникающее между ними. Мнение, что публику интересуют герои, - ошибочно. Возьмите, к примеру, Дональда Дака. Вы же не можете его представить без нижнего белья. Когда он выходит на улицу сам - вам это неинтересно. А вот когда его начинает кто-то преследовать или искать, вас захватывает. Главный вопрос - во взаимодействии между героями в пространстве, и то, как оно заполняется.
Многие люди полагают, что звезды - это центр фильма, потому что они - люди, на которых смотрит вся аудитория. Но я думаю, что это не так. Я глубоко убежден, что главное, ради чего человек смотрит фильм, - это ситуация.
РГ : Почему вы приезжаете в Россию, в Украину? Что вас привлекает, в том числе и в нашем кино?
Стеллинг : В первую очередь мне нравится русская публика. Она очень жадная к фильмам, в хорошем смысле слова. Когда фильм начинается, русские сидят на стуле, и даже их позы говорят о том, что они хотят смотреть кино. Тогда как голландцы, например, разваливаются в креслах с выражением на лице, мол, чем ты еще можешь нас удивить. И режиссер очень старается угодить публике.
Я был в Санкт-Петербурге в музее, где выставлены иконы. Я смотрел на них и не понимал, что люди в них находят. Они однообразны, неподвижны, я не могу найти в них красоты. И сотрудник музея объяснил мне, что эмоции - не в иконах, а в людях, которые на них смотрят.
Также мне нравится в русских и украинских людях то, что они имеют опыт в интерпретации просмотренных фильмов. И для меня, как для режиссера, это фантастика.
РГ : Почему вы согласились приехать на первый Одесский кинофестиваль как председатель жюри?
Стеллинг : Я был в Одессе полтора года назад на съемках фильма "Душка". Но была зима, и мне советовали приехать сюда летом. Вот я и вернулся - как раз удачно случился перерыв между съемками. Это одна из причин. Вторая - когда я говорил, что еду в Одессу, мне все завидовали, но никто не знал, где же эта Одесса находится. Так что теперь я рад, что для меня Одесса - конкретное место на земле. Этот город - своеобразный символ украинско-русской культуры. Святое место для кинематографа. Это - прекрасная площадка для проведения фестиваля и здесь есть много возможностей для дальнейшего его развития. Для того, чтобы сюда приезжали гости с Запада.
РГ : Позвольте поблагодарить вас за интервью…
Стеллинг : Вам понравилось? Я готов говорить о кино часами. А вы знаете, что осенью я приеду в Москву представлять свою новую картину "Душка".
РГ : Я слышала об этом фильме. В нем снимался Сергей Маковецкий.
Стеллинг : Во время съемок фильма "Душка" мы стали с Маковецким друзьями. Можно сказать, что он помогал мне быть режиссером. Во время съемок я предоставил ему пространство для импровизации, и он этой возможностью воспользовался. Некоторые детали я увидел спустя определенное время. Буквально несколько месяцев назад я открыл для себя, как он стучится в фильме в дверь, как необычно двигает при этом руками. Это была очень смешная деталь. Точно так же Маковецкий передавал мне опыт - он снялся в 55 или в 56 фильмах, а я сделал всего 12.
РГ : Кстати, Маковецкий замечательно сыграл одессита Фиму в фильме про Одессу "Ликвидация".
Стеллинг : Я бы очень хотел поработать с ним снова…
Между тем
Будучи в Одессе, Стеллинг рассказал о своей новой работе:
- Я готовлюсь к съемкам нового фильма, которые начнутся в следующем году. Это совместное производство России, Бельгии, Германии и Голландии. Местом для съемок выбрали Восточную Германию. Фильм - история любви 19 века. В ней играют русские актеры, в частности Сергей Маковецкий. Название "Девушка и смерть". Но в фильме нет девушки и нет смерти, а есть то, что может быть где-то посредине между ними обеими.