22.07.2010 00:55
Общество

Из-за сбросов нефтеотходов Нижневартовск может остаться без питьевой воды

Река, питающая Нижневартовск, погибает от сброса в нее нефтеотходов
Текст:  Анатолий Меньшиков (Югра)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5239)
Читать на сайте RG.RU

Ханты-Мансийский райсуд признал виновной в нарушении экологического законодательства и оштрафовал на 120 тысяч рублей компанию, специализирующуюся на переработке отходов бурения (шлама).

Скандальные истории такого рода вспыхивают в Югре с пугающей регулярностью. Обильно пропитанные нефтепродуктами и химическими реагентами отходы, которые образуются при бурении скважин и добыче углеводородов, не только убивают все живое на месте захоронения и рядом с ним. При попадании в артезианские воды, в реки токсичные вещества губят ихтиофауну, создают угрозу для источников питьевого водоснабжения.

Самая нашумевшая история года - загрязнение реки Вах близ водозабора, питающего Нижневартовск, второй по численности населения город ХМАО.

В водоохранной зоне рядом с береговой линией Ваха, неподалеку от песчаных отмелей, где всегда нерестилась стерлядь, внушительный земельный участок отдан в аренду переработчику шламов. Серьезные претензии к базировавшемуся здесь предприятию надзорные органы предъявляли еще в 2008 году. Тогда управление Генпрокуратуры по УрФО с тревогой сообщало: одиннадцать резервуаров с более чем десятью тысячами тонн жидких отходов в аварийном состоянии, река не защищена от стока в нее нефтепродуктов, территория сильно загрязнена. Суд Нижневартовска по требованию природоохранной прокуратуры обязал предприятие откачать отходы из резервуаров, прекратить экологически вредную деятельность.

В феврале рыбаки обнаружили в срезах ваховского льда черные слои. Площадь загрязнения, по приблизительным оценкам, составила не менее тысячи квадратных метров. Когда солнце начало припекать, группа добровольцев, среди которых был Сергей Пикунов, директор правительственного департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Югры, вырубила с помощью специнструмента около 300 тонн токсичного льда. Пикунов оказался в числе тех, кто публично потребовал довести до логического конца расследование по факту загрязнения акватории Ваха. А губернатор Югры Наталья Комарова призвала снять угрозу экологического бедствия.

В течение пяти последних месяцев злополучную площадку девять раз осматривали и брали здесь пробы грунта, льда и воды группы профессиональных и общественных защитников окружающей среды из Нижневартовска, Сургута, Ханты-Мансийска, Екатеринбурга. Среди прочих документов в распоряжении редакции имеется протокол от 21 июня об административном правонарушении, составленный старшим инспектором регионального управления Росприроднадзора Евгенией Киселевой. Документ обобщает итоги этих проверок, одна из которых завершилась ничем: комиссию не пропустили через территорию производственной базы к реке.

Результаты лабораторных исследований говорят о том, что во многих местах земля насквозь пропитана нефтепродуктами: ПДК нередко превышены в тысячу раз. Насыпи шлама достигают 12-метровой высоты. Гидроизоляции нет. С 2000 года, согласно справке арендатора участка, здесь таким образом переработано около 400 тысяч кубометров отходов. Еще 13,6 тысячи, как следует из официального письма компании, не переработаны с 2008 года, поскольку поставщик шлама не расплатился за них. Площадку использует завод, который якобы обжигает силикатный кирпич из глины и шлама. Однако, замечает Евгения Киселева, проект на строительство и заключение государственной экологической экспертизы отсутствуют.

За десятилетия освоения нефтяных месторождений в Югре образовались уже миллионы тонн отходов. Законодательно промысловиков стали принуждать к безопасной утилизации шлама только с 90-х годов прошлого века.

Нефтяники, как правило, сами не берутся за "грязное дело", отдают на подряд специализированным предприятиям. Дефицита в таковых нет. В округе не менее полутора десятков "шламовых" фирм, иные зарегистрированы за тысячи километров от Югры. Время от времени то одно, то другое предприятие неожиданно объявляет себя банкротом, но на смену им тотчас приходят другие.

О том, что полная, в соответствии с условиями технической документации, переработка шламов осуществляется подчас лишь на бумаге, свидетельствуют, в частности, уголовные преследования топ-менеджеров. Только в 2007 году в ходе спецоперации по декриминализации объектов ТЭКа в Югре были заведены уголовные дела в отношении сразу ряда директоров. Следствие констатировало фиктивную работу предприятий - некоторые из них даже не имели разрешения на данный вид деятельности. При этом у всех в названии присутствовала позитивная приставка "эко". После так называемой переработки отходы оставались столь же опасными, как и прежде, но их развозили и сваливали где придется, как безобидный материал. В том числе в водоохранных зонах, например, возле Оби. Суды, вынося обвинительный вердикт, ограничивались штрафами.

Между тем, по наблюдениям общественных экологических организаций, положение к лучшему не меняется. На днях прокуратура округа возбудила уголовное дело в отношении одного ООО, которое якобы обезвредило 20 тысяч кубических метров бурового шлама, превратив его в шлаковый песок. Последний складировали насыпной кучей в пойме Оби, в дальнейшем предполагалось его использовать в качестве строительного ингредиента при отсыпке дорог Приобского месторождения. А вот лабораторные исследования показали: шлам остался шламом. Помощник прокурора округа Алена Солянникова подчеркивает, что прописанная технология переработки отходов не соблюдалась.

По мнению председателя правления Межрегиональной общественной организации содействия развитию экологической и промышленной безопасности Владимира Конина, переработчики отходов добычи и бурения лишь декларируют технологии, на практике же их не применяют, боясь прогореть. Зато легко выигрывают конкурсы, предлагая низкие цены.

- Например, есть технологии, где буровой шлам смешивают с песком и торфом, песком и цементом либо песком и детоксикантами. Если на каждую тонну шлама добавить несколько тонн названных материалов, то получится относительно безвредный, хотя и бесполезный продукт. Но такой техрегламент экономически не обоснован! Предприятие при заявленных им ценах быстро обанкротится. Другие фирмы для пущей убедительности демонстрируют красивое оборудование. Но если сопоставить его производительность и количество отходов, которое переработано на месте, разница может достигать сотни раз. Почему эксперты, дающие разрешение на переработку, закрывают на это глаза? - спрашивает Конин.

С ним согласен кандидат технических наук Валерий Гарчунок. Он предлагает проводить независимый аудит всех проектов по переработке, утилизации шлама и только затем, сравнивая затраты, финансовую и экологическую отдачу, давать "добро".

Экология Охрана порядка ХМАО Урал и Западная Сибирь