22.07.2010 00:34
Экономика

В Екатеринбурге подвели первые итоги выставки "ИННОПРОМ-2010"

Молодые изобретатели не смущались соседства с промышленными гигантами
Текст:  Марина Некрасова (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5239)
Читать на сайте RG.RU

В минувший понедельник завершилась первая Уральская международная выставка-форум "ИННОПРОМ-2010".

В течение пяти дней 500 компаний презентовали свои технологические разработки. Общее количество участников выставки превысило 6000 человек, ее посетителями стали еще 25 тысяч.

Форум "ИННОПРОМ" в первый же год своей жизни сумел войти в число ведущих экономических событий страны. В его рамках состоялось несколько пленарных заседаний, более 70 презентаций и дискуссионных площадок с участием представителей законодательной и исполнительной власти всех уровней, промышленников, финансистов, отраслевых экспертов. Перерезая красную ленточку, заместитель председателя правительства РФ Игорь Сечин отметил, что масштабные инновационные экспозиции в России до сих пор редкость. "ИННОПРОМ" должен привести к конкретным результатам, которые в перспективе могут быть обобщены.

Выставочные экспозиции были условно поделены на два блока. В терминале "Чкаловский" собрали представителей якорных для УрФО отраслей - металлургии, машиностроения, ОПК, энергетики, - а также самые зрелищные стенды. В "Руси" обосновались в основном компании АПК, сервиса и туризма, образовательные учреждения. На открытых площадках демонстрировалась крупногабаритная техника.

Честно говоря, многие экспонаты с большой натяжкой можно было назвать новейшими уральскими разработками. Какое отношение, к примеру, ретро-автомобили или колбаса "Молочная" имеют к инновациям? Скейтборд с моторчиком или биеннале индустриального искусства - вещи интересные, но как-то мало вяжутся со словом "промышленность". Трамвай "Спектр", магистральные грузовые электровозы, "Стан 5000" или инкубаторы-трансформеры - все это пусть и инновационные, но уже хорошо известные проекты.

По словам участников форума, по-настоящему свежие идеи представили всего несколько десятков компаний. Предприятия, входящие в концерн "Росатом", презентовали плавучую атомную теплоэлектростанцию и реактор на быстрых нейтронах. Аэропорт Кольцово замахнулся на создание окружного выставочного комплекса. КУМЗ поделился планами по организации производства листов и плит из алюминиевых сплавов. На стенде ОАО "Уралсвязьинформ" были интересные разработки в сфере телекоммуникаций, СКБ-банк продемонстрировал новую систему для физических лиц "Банк-на-Диване".

Перспективным показался и проект в области ядерной медицины - его авторы уверены в необходимости строительства на Урале центра диагностики онкологических заболеваний с помощью изотопных препаратов.

В секции "Инфраструктурный хаб" сконцентрировались разработки малого бизнеса - локальные очистные сооружения, полигликольные нити для оперблоков, газообразный экран и многое другое.

Однако больше всего посетителей наблюдалось не перед стендами с серьезными технологическими предложениями, а там, где роботы соревновались в сборе кукурузы, танцевали под "Раммштайн" и "воспитывали" детей. Практически никто из публики не смог отказать себе в удовольствии посидеть за рулем первого российского спорткара мощностью в 300 лошадиных сил. И все же победителем зрительского голосования стал стенд РЖД с тренировочным модулем машиниста.

Пожалуй, главным плюсом выставки стало то, что она впервые смогла объединить настолько разные отрасли и проекты на одной площадке, открыть стране и иностранным гостям весь инновационный потенциал округа, причем промышленные гиганты ничуть не стеснялись соседства с молодежными стартапами. Для Среднего Урала это в новинку.

Практический результат "ИННОПРОМа" - порядка 20 рамочных соглашений между правительством Свердловской области и российскими и зарубежными компаниями на сумму свыше 40 миллиардов рублей, которые должны повысить конкурентоспособность региона. Кроме того, в присутствии губернатора были заключены крупные коммерческие контракты, которыми предусмотрены: сборка французских грузовиков класса middle на базе завода в Новоуральске, строительство завода по выпуску метанола под Нижним Тагилом и промышленного комплекса по производству мяса индейки в Артинском и Красноуфимском районах.

Также были достигнуты договоренности о создании в Екатеринбурге технико-метрического центра металлургии и тяжелого машиностроения и центра по ремонту авиатехники. Минэкономразвития РФ в лице заместителя министра Андрея Клепача одобрило идею регионального научного фонда. Его задачей станет отбор и реализация проектов, способствующих перепрофилированию экономики моногородов.

Воздавая должное организаторам, все же хочется обратить внимание на большое количество накладок на начальном этапе работы "ИННОПРОМа", особенно ощутили их на себе представители прессы, а это не могло не сказаться на качестве освещения форума. И все же мероприятие состоялось, похоже, ни у кого нет сомнений, что оно станет традиционным.

Прямая речь

Александр Мишарин, губернатор Свердловской области:

- "ИННОПРОМ" - стратегический проект, у которого две миссии - общероссийская и региональная. Первая заключается в том, чтобы создать платформу для взаимодействия промышленников и инноваторов. А вторая - в том, чтобы сделать Свердловскую область главным российским хабом по распределению деловых и интеллектуальных возможностей.

Экономика Екатеринбург Урал и Западная Сибирь