22.07.2010 00:10
Власть

Милиция и социальные службы объединились для защиты пенсионеров и инвалидов

Милиция и социальные службы объединились для защиты пенсионеров и инвалидов
Текст:  Ольга Нестерова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №161 (5240)
Читать на сайте RG.RU

Утвержден регламент взаимодействия ГУВД и департамента соцзащиты в обеспечении безопасности одиноких пенсионеров и инвалидов. В экстренных случаях милиция и соцработники теперь будут действовать сообща.

В списках значатся

Одинокая старость - беспомощна. Случаи, когда старики, инвалиды, одинокие больные люди становятся жертвой воров, мошенников, охотников за жильем, уже давно стали недоброй приметой нашего времени. Иная старушка, не заподозрив подвоха, подпишет чистый лист бумаги, а потом на ней появляется договор купли-продажи. Это вполне реальная, можно сказать, типичная схема мошенничества "черных" риелторов. По рассказам сотрудников департамента соцзащиты населения, некоторые фирмы, которые специализируются на заключении договоров ренты со стариками и продаже их квартир, они уже "знают" в лицо.

Есть и мошенники масштабом поскромнее. Случай из сводки ГУВД: недавно в Москве арестовали целую шайку из 17 человек, которая работала под прикрытием общественной организации, расположенной в проезде завода "Серп и молот". Они звонили одиноким пожилым людям и сообщали о перечислении им неких компенсационных выплат. Но требовали "налог", и старики-получатели послушно отправляли этой организации небольшие суммы денег. Понятно, что никаких компенсаций адресат не получал, а мошенники успели собрать 5 миллионов рублей.

- Центр города приманивает мошенников всех мастей, - рассказывает заместитель директора Центра социального обслуживания "Арбат" Надежда Толмачева. - Поэтому нашим одиноким старикам (в группе риска - около 600 жителей) без конца кто-то звонит по телефону, а то и домой приходит. Предлагают то лекарства от всех болезней, то бытовые товары "почти даром". А недавно пожилой женщине предложили поменять рубли на доллары. Представились, что из социальной службы. Какой, откуда, она даже не спросила. Пока искала паспорт, ее обокрали. Унесли все деньги, отложенные на "черный день". И ведь всех предупреждаем: не доверяйте посторонним, не открывайте дверь! И все равно ловятся каждый раз. Правда, обворованная старушка теперь постоянно звонит нам, советуется: вот лекарства разносят: что делать? При малейшем подозрении набираем номер милиции - у нас на видном месте список всех оперуполномоченных района.

Взаимодействие органов соцзащиты и столичного ГУВД уже началось. Для начала на каждого одинокого пожилого человека и инвалида, то есть человека из так называемой "группы риска", был заведен электронный социальный паспорт, где есть все его данные, в том числе информация о помощи, которая может потребоваться человеку. В соответствии с этими списками сотрудники органов милиции и соцзащиты уже начали совместные обходы своих подопечных. Регламентом предписано совершать такие обходы ежеквартально, а по их итогам корректировать базу данных.

На прямой линии

Главная задача регламента - обезопасить самых незащищенных. Посещая квартиры стариков и инвалидов, соцработники и милиционеры начинают с разъяснительных бесед. Они предупреждают стариков об опасности, которая может их подстерегать, рассказывают, как вести себя в такой ситуации и куда обращаться. Не минуют милиционеры и соседей, присматривающих за стариками. Их роль возрастает: согласно принятому Регламенту, устного сигнала соседей, равно как и сообщения соцработника, будет теперь достаточно, чтобы милиция объявила внезапно исчезнувшего участника "группы риска" в розыск.

В органах социальной защиты населения отныне будут стоять телефоны прямой линии - связь с гражданами из "группы риска" должна стать более оперативной, равно как и реагирование на ситуации, угрожающие их безопасности.

Особое внимание сейчас будет уделяться гражданам, исчезнувших из поля зрения социальных органов. Если в течение трех месяцев человек не выходит из дома, не откликается на звонки и никто не знает, где он может быть, то в этом случае соцработники направляют запрос в ГУ "Инженерная служба" и в отдел внутренних дел, чтобы они установили местонахождение пропавшего. И если хозяин долгое время не оплачивает жилищно-коммунальные услуги (ГУИС всегда в курсе долгов) или не получает социальные выплаты, то органы опеки срочно составляют запрос на имя начальника ОВД, и совместная социально-милицейская бригада выезжает по адресу пропавшего.

В Главном управлении информационных систем Москвы, как рассказали в его пресс-службе, фамилии из группы риска, включая одиноких стариков, детей-сирот, психически нездоровых граждан, уже давно помечены в базе данных специальным маркером. Любая выданная им справка отслеживается специальным образом, постороннему ее не выдадут. А без документов из Единого информационного расчетного центра никакая сделка невозможна в принципе. Был случай, когда парень из списка ГУИС пришел в паспортный стол за справкой, чтобы тут же отдать документ ожидавшим его за дверью квартирным мошенникам. Сотрудник заметил подозрительных людей, потихоньку вызвал милицию - и рвачей тут же повязали.

компетентно

Ирина Добросмыслова, замначальника управления организации соцобслуживания департамента соцзащиты населения Москвы:

- Сегодня входят в "группу риска" и находятся на особом контроле у департамента социальной защиты населения города более 242 тысяч жителей столицы. Это, например, более 23 тысяч одиноких пенсионеров, свыше 25 тысяч инвалидов I и II группы старше 60 лет, почти 73 тысячи семей из двух человек, где каждому из супругов за 60 лет. Не менее чем раз в квартал наши сотрудники обзванивают этих москвичей, узнают, в чем они нуждаются. Помогаем продуктами, вещами и деньгами. Если кто-то выражает желание посещать отделение дневного пребывания в центре соц обслуживания, то с этим никаких проблем нет, в очереди стоять не приходится.

Город постоянно развивает формы помощи пожилым москвичам. И регламент взаимодействия департамента соцзащиты населения и столичного ГУВД позволит лучше обеспечивать безопасность самых уязвимых категорий жителей столицы. В будущем мы планируем привлечь к этой работе старших по подъездам и работников общественных пунктов охраны порядка...

важно

Регламент предписывает органам соцзащиты населения распространять среди посетителей центров соцобслуживания информационные листовки и памятки, разработанные совместно с органами внутренних дел. Вот один из таких документов, обращенных к одиноким пожилым москвичам:

Не открывайте дверь незнакомым людям, даже если они представились социальными работниками. Проверьте по телефону, действительно ли они работают в этих учреждениях.

Не сообщайте неизвестным людям по телефону никаких сведений, не откровенничайте о себе или своих родственниках.

Ни под каким предлогом не отдавайте никому свои документы на квартиру, а также паспорт, сбер книжку.

Не подписывайте никакие бумаги и документы, содержание которых вам не понятно.

Не совершайте сделки по своему жилью с незнакомыми людьми. Посоветуйтесь по этому поводу с близкими или сообщите соцработнику.

Не покупайте по телефону лекарства, путевки в оздоровительные и медицинские учреждения.

Помните, что любая адресная помощь от государственного учреждения оказывается бесплатно (продовольствие, бытовая техника). Если предлагают по льготной цене - это обман.

ГУП "Моссоцгарантия" (консультации по вопросу заключения договоров пожизненного содержания с иждивением, переселения в социальные жилые дома): (495) 675-66-12;
Московская служба психологической помощи населению: 051;
Служба спасения: 911.

Правоохранительная система Соцзащита