Еще относительно недавно минчане гордились тем, что их город очень компактен. Из одного конца в другой на общественном транспорте можно было добраться менее чем за час. Однако когда население белорусской столицы приблизилось к двум миллионам, стали очевидны и минусы чрезмерно плотного строительства. Число нуждающихся в улучшении жилищных условий растет, а возводить новые дома уже зачастую негде. Обострилась транспортная проблема, а под парковки, дорожные развязки места также нет. И уж тем более нет его для новых промышленных предприятий. Более того, многие гиганты индустрии, некогда располагавшиеся на периферии столичного города, незаметно оказались чуть ли не в центре жилой и административной застройки. И развития никакого, и экология страдает.
На разных уровнях власти уже несколько лет в Беларуси идет активный поиск решения этой проблемы. Похоже, оно будет двояким. С одной стороны, к Минску присоединяется несколько расположенных сразу за кольцевой автодорогой деревень, успевших за несколько лет превратиться в добротные коттеджные поселки. Тарасово, Новый Двор, Большой Тростенец - возможно, именно так вскоре будут называться новые столичные микрорайоны. Там в дополнение к малоэтажному строительству появятся и многоэтажные дома. Эти пригороды уже достаточно хорошо обжиты и связаны с мегаполисом транспортными маршрутами, практически все их жители работают в Минске.
Более революционным выглядит стремление избавить Минск от перенаселения за счет создания вокруг него городов-спутников. Речь не только о том, чтобы построить "спальные" районы для столичных жителей. Параллельно туда должны перебазироваться и некоторые минские промышленные предприятия - всего таких заводов-"переселенцев" набирается 18. Эта перспектива довольно долго обсуждалась, и вот недавно Совет Министров Беларуси принял соответствующее решение. В соответствии с ним предполагается построить вокруг Минска девять городов-спутников. Основой для них станут нынешние райцентры и просто достаточно крупные города, многие из которых имеют своеобразное историческое или экономическое лицо. Соответственно этому будет формироваться и их новый облик.
К примеру, древнему Заславлю, как и живописному Логойску, уготована культурно-рекреационная роль. Их удел - музыкальные и театральные фестивали, спортивные праздники, просто отдых и лечение на живописной природе. Соответственно, и дома тут будут строиться не выше 5 этажей, чтобы не затмить исторические памятники и прелесть лесов и водоемов. Иное дело Жодино или Смолевичи, Фаниполь. Первый, к примеру, уже сегодня известен на весь мир своим автозаводом, выпускающим карьерные самосвалы грузоподъемностью до 360 тонн. Тут и дальше будет развиваться промышленность. В других акцент будет сделан на переработку аграрной продукции. Здесь предполагается строить и многоэтажные дома со всей социальной инфраструктурой - поликлиниками и детскими садами, магазинами и предприятиями сферы услуг.
- В Смолевичах и Заславле определены возможности строительства новых микрорайонов, - поясняет главный архитектор Минской области Александр Волович. - В Смолевичах, где сейчас насчитывается 15 тысяч жителей, появятся 1,3 миллиона квадратных метров жилья для еще 44 тысяч человек. В Заславле - для 20 тысяч.
Сейчас идет активная инженерная проработка этих первых городов - спутников Минска. Предполагается, что уже нынешней осенью там начнется сооружение строительной инфраструктуры и прокладка коммуникаций. Одновременно предполагается коренным образом модернизировать и транспортные артерии, связывающие пригороды с белорусской столицей. Появятся и городская электричка, и скоростной трамвай.