22.07.2010 00:40
Экономика

Начало работы Таможенного союза союзная таможня встретила спокойно

Как живет сегодня союзная таможня
Текст:  Валентина Козлович
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №28 (464)
Читать на сайте RG.RU

Недавно на таможенном посту "Варшавский мост" случился казус. Оформляться на въезд прибыл автобус, купленный для одной из организаций Москвы. Но здесь такая процедура не предусмотрена. Автобус должен ехать через грузовой пункт пропуска "Козловичи". Водитель решил вернуться в Польшу, чтобы через пункт пропуска "Корощин" попасть на "Козловичи". Но не тут-то было! Поляки потребовали в качестве залога 4 тысячи евро. Имели право, автобус ведь оформлен как покинувший территорию Евросоюза. Водитель не знал, как выкрутиться из неприятной ситуации, и обратился к заместителю начальника Брестской таможни Ивану Песецкому, который в ту субботу вел прием граждан. Выход нашелся: автобус в порядке исключения оформили на "Варшавском мосту" и с таможенным сопровождением проводили до Смоленска. Приехав домой, москвич написал в Брест благодарность за понимание и помощь.

- Ситуация неординарная, но выход всегда можно найти, если не нарушается закон, - пресс-секретарь Брестской таможни Сергей Малев говорит, что разные бывают случаи. Однако на таможне вряд ли пожалеют вас и пойдут навстречу, если ваши сумки будут забиты спиртным. Алкоголя на территорию стран - участниц Таможенного союза отныне разрешено ввозить беспошлинно не более 3 литров на человека. Или заплатить по 10 евро за каждый лишний литр. Правда, стоит сделать оговорку: провозить позволяется не более 5 литров.

Каких-либо конфликтов или нештатных ситуаций на белорусско-польской границе с началом работы Таможенного союза пока не было, но они не исключены. Ведь правила поменялись, и существенно. Это в первую очередь касается физических лиц. Так, без уплаты таможенных пошлин и налогов гражданам можно ввозить в багаже товары (за исключением транспортных средств и неделимых товаров) общей стоимостью до 1500 евро и общим весом до 50 килограммов (прежде - до 30 кг). За каждый лишний килограмм придется заплатить пошлину в размере 30 процентов таможенной стоимости. В этот вес и стоимость теперь попадают запчасти, стройматериалы, бытовая техника и другие товары, за исключением тех, вес которых превышает 35 килограммов и которые относятся к понятию "неделимый товар". Вдаваться в эти подробности не будем, детали можно узнать непосредственно на границе или на сайте Государственного таможенного комитета Беларуси.

В валюте вывозить можно любую сумму. Но если ваша денежная наличность превышает 10 тысяч долларов - будьте добры заполнить декларацию. Что касается топлива (этот момент волнует жителей приграничья), можно заполнить бак и взять еще 10 литров в канистру - у таможни не будет претензий.

Для белорусов растаможка легковых автомобилей до 1 июля 2011 года остается прежней. А вот растаможка микроавтобусов подорожала, причем существенно. Все зависит от стоимости автомобиля, от года выпуска и объема двигателя. Повысились также таможенные ставки на скутеры, которые сейчас популярны в Беларуси.

Что касается оформления грузов. После введения прошлой осенью в строй грузового терминала "Козловичи-2" он теперь самый крупный на границе Таможенного союза трех государств и Европейского союза. Очередей на выезд из Беларуси нет. С 1 июля на территории терминала работает площадка для выезжающего за границу транспорта. Здесь груз взвешивается и проверяется на радиоактивность. До этого водители вынуждены были ждать своей очереди и взвешивать груз на территории предприятия "Брестгрузавтосервис". Это в нескольких километрах от таможни.

- Новая площадка находится на территории терминала, и это очень удобно для перевозчиков, - считает начальник таможенного поста "Козловичи" Дмитрий Цыба. Кстати, большинство грузов, которые здесь оформляются, - транзитные: 70 процентов автомобилей следует из Европы в Россию. Статистика упрямо твердит о выходе из кризиса: и россияне, и белорусы наращивают экспорт. Грузопоток вырос по сравнению с 2009 годом.

Других существенных перемен на таможенном посту "Козловичи" пока нет. Таможенный кодекс включает в себя переходные положения, поэтому многие нормы будут вводиться в действие постепенно. К примеру, новая форма транзитной декларации начнет действовать с 1 января 2011 года.

Но уже сейчас для ускорения оформления можно воспользоваться такой услугой, как электронное предварительное информирование. Водитель, получивший в Европе товар и документы на него, по электронной почте или факсу предоставляет в Брест все необходимые данные, и по прибытии в "Козловичи" электронная копия транзитной декларации уже готова.

Все водители, с которыми удалось пообщаться в "Козловичах", отмечают, насколько здесь вырос уровень комфорта, после того как в ноябре минувшего года сдан в эксплуатацию терминал "Козловичи-2". Осенью в церемонии открытия вместе с председателем ГТК Беларуси Александром Шпилевским и председателем Госпогранкомитета Игорем Рачковским участвовал руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов. Он смог убедиться, что на западной границе экономические интересы Союзного государства надежно защищены. К слову, масштабная реконструкция терминала проводилась за счет средств союзного бюджета, а также финансировалась по программе ТАСИS. А в марте нынешнего года на терминале побывали премьер-министры Беларуси и России. Таможенники доложили им, как работают в новых условиях. Как тогда отмечалось, открытие терминала имело стратегическое значение для Союзного государства, а теперь можно не сомневаться, что с формированием Таможенного союза значимость терминала "Козловичи-2" еще больше возрастет.

ВЭД Таможенный союз (ТС)