Сегодня "Российская газета" публикует документ, который предлагает серьезно изменить систему сдачи экзаменов на водительские права. Одно из главных новшеств: автошколы будут сами доучивать двоечников.
Предполагается, что если ученик три раза провалит водительские экзамены, автошкола должна выделить дополнительные часы на доподготовку человека. "Бонус" для недоучки должен составлять не менее пяти часов. Есть хорошая новость и для тех, для кого процесс переключения передач кажется слишком сложным. Отныне сдавать экзамены можно и на автоматической коробке передач. Правда, и ездить потом придется исключительно на машине с коробкой-автоматом. Также граждане смогут сдавать на права в любых экзаменационных подразделениях ГИБДД, независимо от места жительства и прописки.
Такие новации содержатся в распоряжении правительства. Но чтобы воплотить их в жизнь, необходимо будет изменить различные нормативные документы.
Правительство устанавливает жесткие сроки соответствующим министерствам и ведомствам, чтобы они подготовили необходимые проекты.
В частности, для автошкол вводится добровольная аккредитация, после которой они и сами смогут проводить экзамены для своих учеников. Но получить заветный сертификат будет непросто. Одно из непременных условий - наличие автодрома со специальными автоматизированными системами, а это весьма дорогое удовольствие. Достаточно сказать, что сейчас в стране действует лишь около полутора десятков таких автодромов.
Некоторые эксперты заявили, что новые требования могут на треть сократить число автошкол в стране. Мол, не все потянут компьютеризированные автодромы и широкое внедрение автоматизированных систем. Однако, согласно распоряжению правительства, которое сегодня публикует "РГ", аккредитация будет добровольной. Как особо указывается в документе, остаются в силе и прежние механизмы регулирования деятельности учебных организаций. Речь идет о постепенной модернизации всей системы подготовки водителей.
Например, ГИБДД собирается оборудовать все экзаменационные машины видеокамерами, чтобы всегда была возможность проверить, как проходил экзамен. А также автоматизировать весь процесс, чтобы как можно дальше развести инспектора и кандидата в водители и исключить человеческий фактор из этой процедуры. Кстати, нынешнее распоряжение правительства предусматривает, что видеокамеры могут устанавливаться и на машинах автошкол, прошедших добровольную аккредитацию. Именно за это, кстати, выступали и лидеры общественного движения автомобилистов.
Помимо этого сейчас готовятся рейтинги автошкол, а также экзаменационных подразделений ГИБДД. Планируется, что к концу года они будут публиковаться, что называется, в открытом доступе. Об этом не так давно рассказал "РГ" начальник управления департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Александр Борисов.
Де-юре госавтоинспекция не может ни вмешиваться в процесс обучения, ни лишать лицензии недобросовестные учебные заведения. Ведь контроль и их лицензирование - дело министерств и департаментов образования. В итоге, как рассказывают эксперты, довольно большое количество автошкол по своему усмотрению сокращает количество обязательных занятий, а у многих нет элементарной базы для подготовки водителей. И тем не менее их выпускники получают точно такие же права, как и все остальные. Абитуриентов банально натаскивают на сдачу конкретных тестов, а потом передают, как говорится, тепленькими инспекторам экзаменационных подразделений.
В итоге почти 40 процентов молодых водителей становятся виновниками аварий уже в первый год самостоятельного управления автомобилем. Понятно, что многим попросту не хватило опыта. Однако эксперты склоняются к тому, что большинство таких новичков получили плохую подготовку. Поэтому и предлагается ввести рейтинг автошкол. При этом на лишение автошколы лицензии последние места в рейтинге не повлияют. Его главная цель - дать людям пищу для размышлений при выборе автошколы.
Согласно документу в Интернете будет публиковаться статистика аварий, совершенных водителями-новичками, имеющими опыт до двух лет, с указанием экзаменационных подразделений, где они получали права, и автошкол, где учились.