Правительство твердо намерено не допустить неоправданного роста цен на продовольствие. В пятницу на первом заседании межведомственной рабочей группы по оценке ущерба от засухи и координации борьбы с неурожаем в регионах первый вице-премьер Виктор Зубков признал, что "наблюдается спекулятивный рост цен". И заявил, что "ажиотаж никакой экономической основы под собой не имеет, дефицита продовольствия в стране не будет".
Перед этим заседанием Виктор Зубков встретился с руководителями предприятий, входящих в Национальный союз производителей молока. Помимо прочего, он объявил, что в рамках межведомственной рабочей группы создает подгруппу под руководством заместителя министра промышленности и торговли Андрея Дементьева, которая займется мониторингом потребительских цен. "Поручим в течение недели провести мониторинг цен, а потом делать эту работу постоянно: смотреть, кто, где и как ведет себя на рынке, какая необходимость повышать цены", - пояснил первый вице-премьер.
Виктор Зубков благосклонно отнесся к предложению лидеров Национального союза производителей молока организовать биржевые торги молочными продуктами. В том числе сыром и сливочным маслом. Но при этом заметил: "Если это приведет к снижению цен - я двумя руками "за", а если к повышению, я - "против".
Правительство также не допустит завышения масштабов ущерба, нанесенного жарой и сушью посевам, отчетливо дал понять первый вице-премьер. Заседание проходило в формате видеоконференции, и руководители ряда пострадавших от засухи областей по очереди появлялись на экране и говорили о своих бедах. Один из них заявил, что засуха уже унесла из регионального сельского хозяйства 7 миллиардов рублей. При этом министр сельского хозяйства Елена Скрынник буквально взвилась, как тигрица, и, перебив оратора, доложила, что неделю назад эта область подала документы, из которых явствует: ущерб составил всего 2,6 миллиарда рублей. При этом проверка показала - и эта цифра завышена, ущерб не превышает 1,7 миллиарда рублей. "Так за это время все сгорело!" - не сдавался губернатор. "Разберитесь у себя в регионе", - посоветовала министр и выразила сомнение в том, что за неделю изменения могли быть столь масштабными.
Губернаторы высказали пожелание, чтобы фуражное зерно из интервенционного фонда не распродавалось на аукционных торгах, как планировалось, а распределялось между пострадавшими субъектами. Глава администрации Белгородской области Евгений Савченко сделал заявку сразу на 2 миллиона тонн кормового зерна из 3,5 миллиона тонн, которые собирается продать государство. На что Виктор Зубков заметил, что отдать все в одну область - это не слишком справедливый дележ запасов. И посоветовал белгородским аграриям обратить внимание на свободный рынок.
Кстати, после заседания Елена Скрынник сообщила журналистам, что 4 августа торги интервенционным зерном не начнутся. Ранее она называла эту дату. "Но что мне было делать, если в Башкирии цены на муку подскочили на 30 процентов", - объяснила она и заметила, что цены теперь стали падать на ожидании появления на рынке интервенционного зерна. Однако все-таки предстоит скорректировать дату начала торгов и, возможно, их механизм с учетом результатов обсуждения и поручений Виктора Зубкова.
Досталось в пятницу и страховым компаниям. Сначала на встрече Зубкова с молочниками Наум Бабаев, руководитель крупной компании, производящей молоко в Пензенской области, откровенно рассказал, что у него погибло 12 тысяч гектаров посевов, а страховщики всячески затягивают с выплатами. Виктор Зубков предположил, что причина этого бездействия в том, что в агрострахование "идет всякая шпана". Однако Бабаев назвал всех трех своих страховщиков - компании со всероссийской известностью. Этот факт, очевидно, вовсе не противоречит тезису первого вице-премьера, и это обстоятельство вызвало еще больший его гнев. Открывая затем совещание межведомственной рабочей группы, Виктор Зубков изложил "пензенскую историю" Бабаева и поручил главе Росстрахнадзора Александру Ковалю немедленно разобраться с причинами задержки выплат по страховым рискам сельхозпроизводителям, пострадавшим от засухи.
Засуха уничтожила пятую часть посевных земель России. Это может привести к росту цен на зерно и кормовые, что выльется в подорожание продовольствия.