С введением в действие с 6 июля единого таможенного кодекса Таможенного союза (ТС) России, Беларуси и Казахстана начинает формироваться единое экономическое пространство этих стран. Но расценки на грузовые и пассажирские перевозки в странах - членах ТС остаются национальными. И, похоже, они останутся таковыми и в 2012-м, хотя с этого года намечено проводить общую для стран ТС таможенно-тарифную политику.
Между тем транспортная составляющая в стоимости условной единицы импорта-экспорта Беларуси через другие страны ТС зачастую больше 40% ввиду значительных расстояний этих перевозок через российские порты Черного, Азовского, Каспийского, Охотского морей. Схожий уровень той же составляющей в цене условной единицы экспортно-импортных грузов Казахстана при их транзите через балтийские, северные, дальневосточные порты РФ.
В России, в соответствии с решениями Совета СНГ по железнодорожному транспорту, периодически вводятся тарифные скидки на ряд грузов и направлений перевозок со странами Содружества, но эти перевозки, в том числе со странами ТС, по-прежнему квалифицируются как зарубежные (международные). В той же квалификации - большинство категорий российских грузов, перевозимых через Беларусь и Казахстан.
Что касается российско-белорусских грузовых перевозок по стальным магистралям обеих стран, здесь с 1992 г. применяются внутрироссийские тарифы, хотя по ряду видов грузов белорусские тарифы ниже российских.
А в связи с созданием ТС национальные экономические ведомства стран-участниц прогнозируют быстрый рост взаимных торговли и, соответственно, грузоперевозок. Как сообщил "РБГ" руководитель пресс-службы посольства Беларуси в РФ Виталий Сливка, Казахстан, по имеющимся данным, намерен увеличивать свои внешнеторговые перевозки в Беларусь и через Беларусь, в том числе поставки своих нефти и газа без изъятий и ограничений в Белоруссию. Первое же транзитное "звено", по словам В. Сливки, - Россия, на которую приходится минимум треть в общем расстоянии перевозок между Казахстаном и Беларусью. Удастся ли сторонам вскоре согласовать льготные расценки на транзит внутри ТС на территории России - пока трудно сказать.
Сохраняется ценовой дисбаланс и в пассажирских перевозках между странами ТС. Но, к примеру, средняя цена билета из РФ в Беларусь, приобретаемого в России, на 12-15% дороже в сравнении с обратным билетом, покупаемым в Белоруссии (между одними и теми же городами).
Как сообщили "РБГ" в Московском железнодорожном агентстве, "перевозки пассажиров в Беларусь по-прежнему считаются зарубежными, что увеличивает их цену. Изменений в квалификации этих перевозок пока не ожидается".
Так что же ожидает грузовые и пассажирские тарифы внутри ТС?
Андрей Сотников, д.э.н., замначальника департамента экономики и отраслевых программ Постоянного комитета Союзного государства, отметил, что Таможенный союз и единое экономическое пространство - категории взаимосвязанные, но все-таки разные. Формирование единого экономического пространства - более длительный и сложный процесс тщательного согласования внутри-, внешнеэкономической политики, стандартов, регламентов и тех же транспортных тарифов. Но ТС, естественно, ступень к такому пространству.
Да, к 2012 году или в течение этого года должны быть согласованы основные правила единого экономического пространства стран-членов. Но, скорее всего, этот процесс, как полагает А. Сотников, продолжится и после 2012 года. Потому что внутри ТС есть разночтения, например, по взиманию пошлин на ряд товаров РФ для Белоруссии. А ведь еще в январе 1995-го Россия и Беларусь договорились о таможенном союзе. То есть как долго могут сохраниться товарные изъятия и ограничения в "таможенной тройке", - пока не определено. А решение и этих, и тарифных вопросов, опять-таки зависит от "состыкованности" национальной экономической политики.
"На мой взгляд, - резюмирует А. Сотников, - пока в странах ТС имеются разные системы управления экономикой, согласование тарифных и других экономических вопросов в контексте единого экономического пространства может быть длительным и сложным".