В минувшие выходные делегация правительства Москвы побывала в Крыму. Об итогах визита корреспонденту "РГ" рассказал руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей Георгий Мурадов.
Российская газета: Георгий Львович! Можно ли говорить о конкретных результатах встреч столичных властей с руководством Крыма? Кроме того, что в ходе их стало очевидно: мэр Москвы Юрий Лужков больше не является персоной нон грата на Украине?
Георгий Мурадов: Визит проходил в обстановке, радикально отличающейся от царившей на Украине до смены политической власти. Ее главная характерная черта - обоюдная готовность сторон к взаимодействию. Подтверждением тому стали две программы сотрудничества на 2011-2013 годы, подписанные правительством Москвы с администрациями Крыма и Севастополя. В Крыму Москву в первую очередь интересуют возможности туристического и рекреационного комплекса, где могли бы отдыхать москвичи.
РГ: У Москвы там до сих пор было четыре своих здравницы, недавно, как сообщил мэр, она купила и пятую - неподалеку от Керчи. Значит, московские власти больше не боятся за свою собственность на Украине, как еще недавно, когда право на нее все время ставилось под сомнение? Ведь именно это отпугивало и инвесторов, и город от вложения денег в развитие базы отдыха?
Мурадов: Это право пытался оспорить Фонд имущества Украины, выдвигая совершенно абсурдные требования, лишь бы не дать зарегистрировать нашу собственность в установленном порядке. Например, требовали представить финансовую документацию о вложениях Москвы в развитие санаториев до 1954 года, хотя всем хорошо известно, что и в России, и на Украине она хранится не больше пяти лет. На встрече в Симферополе глава правительства Крыма Василий Джарты предложил перевернуть страницу и оставить былое взаимонепонимание в прошлом.
РГ: Увы! Жизнь показывает, что от договоренности до договора иногда очень далеко. Например, местные власти поселка Симеиз, где находится московский санаторий "Понизовка", и сейчас выдвигают не менее абсурдные требования: за право оформить землю в аренду на 49 лет требуют от Москвы построить для жителей поселка детский сад на 250 мест. Но он же стоит миллионы рублей!
Мурадов: Бюрократия - очень инерционный механизм. Чтобы остановить его, требуется время, я уверен в том, что и эти вопросы будут отрегулированы. А помогут в этом совместные заседания Совета делового сотрудничества Москвы и Крыма, которые будут теперь проходить регулярно, как и предусмотрено подписанной программой. Специальный пункт этой программы посвящен и организации отдыха москвичей в Крыму. Очень объемный документ, и тоже абсолютно конкретный, и программа сотрудничества с Севастополем. В ней прописано совместное строительство в этом городе жилья для черноморских моряков и объектов соцкультбыта, развитие инженерно-транспортной инфраструктуры, застройка набережной в районе Карантинной бухты, помощь в развитии аэропорта Бельбек и другие проекты. Причем, как подчеркнул глава администрации Севастополя Валерий Саратов, они вовсе не претендуют на деньги из московского бюджета - их больше интересует московский опыт эффективного ведения городского хозяйства. Конечно же, столица готова поделиться им. Один важный подарок севастопольцам Юрий Михайлович Лужков уже сделал: он передал им готовую рабочую документацию для строительства детского сада и школы. Если бы они их проектировали сами, то это обошлось бы им в три миллиона долларов. Москве же этот подарок не нанес никакого ущерба, так как оба проекта уже активно используются и самой столицей.
РГ: Юрий Михайлович в ходе визита вернулся к еще одному очень интересному проекту - строительству моста через Керченский пролив. Как известно, эту идею он озвучивал в начале 2000-х годов...
Мурадов: И не только озвучивал. Еще в 2001 году между властями Крыма, Краснодарского края и Москвы был подписан меморандум о намерении разработать и реализовать многофункциональный транспортный переход через Керченский пролив. Но и над ним работа была прекращена по политическим мотивам. Проект же между тем очень важен для обоих государств, так как имеет не только государственное, но и международное значение. Дело в том, что этот мост, который должен соединить Таманский полуостров с полуостровом Крым через косу Чушку, на много сотен километров сократит путь из европейских стран на Кавказ.
РГ: А России-то какая от него польза будет?
Мурадов: Он поможет теснее связать Россию с Крымом. До 1990-х годов между Таманью и Керчью хотя бы ходил железнодорожный паром. С развалом СССР разрушилось и транспортное сообщение. Грузопоток из России в Крым одно время свелся вообще к нулю. Теперь, к взаимному удовольствию, он растет все больше, и на автомобильный паром стоят гигантские очереди. А поезда как не ходили, так и не ходят.
РГ: И что же должен представлять собой этот мост?
Мурадов: Длиной 4,5 километра, построенный на такой высоте, чтобы под ним могли проходить суда, он должен совмещать в себе и железнодорожное сообщение, и автомобильное.
РГ: Мэр говорил, что существует и тоннельный вариант...
Мурадов: Да но он втрое дороже: если мост, по оценке проектировщиков, обойдется меньше миллиарда долларов, то тоннель - три миллиарда. Дело в том, что там морское дно представляет собой зыбучие пески. Это дорого, хотя для инвестирования мы предлагаем привлечь внебюджетные источники.
РГ: Идея озвучена. Что дальше?
Мурадов: Дальше, я думаю, должна возобновить свою работу рабочая группа при Минтрансе России, созданная еще в начале 2000-х годов, куда от Москвы вхожу и я. Она, скорее всего, выработает план действий. Видимо, потребуется подписать специальное двустороннее соглашение между Россией и Украиной о строительстве мостового перехода. Затем нужно будет разработать технико-экономическое обоснование проекта. Далее - заняться созданием структуры, которая возьмет на себя уже рабочее проектирование и само строительство.
РГ: А когда же реально получится выйти непосредственно на стройплощадку?
Мурадов: На мой взгляд, это можно будет сделать даже в будущем, 2011 году, а за 2012-2013 годы возвести мост полностью. Авторы предпроектных предложений от "Спецфундаментстроя" из Краснодарского края считают, что для реализации этого проекта вполне достаточно 30 месяцев с учетом того, что 6 из них займет подготовительный период. Так что сейчас главное - не терять времени.
РГ: А куда спешить-то, с таким серьезным объектом?
Мурадов: Ну, во-первых, и так потеряно уже целое десятилетие. А тут можно еще успеть построить мост к Олимпиаде-2014. И тогда граждане Украины, стран Восточной Европы - Венгрии, Чехии, Молдавии и других стран - поедут в Сочи напрямую.