27.07.2010 00:42
Экономика

Белгородский рынок туристических услуг страдает из-за проблем на российско-украинской границе

Заторы на пропускных пунктах сказываются на экономике юго-западных областей
Текст:  Сергей Печорин
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (5243)
Читать на сайте RG.RU

Cпециалисты Росграницы, проверившие в середине июля белгородские пункты пропуска (МАПП) через российско-украинскую границу, пришли к неутешительным выводам. Эксперты зафиксировали отсутствие элементарного сервиса, огромные очереди и неудовлетворительное состояние зданий.

Впрочем, для рядовых граждан выводы комиссии новостью не стали. Ежегодно в адрес таможенной службы и погрануправления ФСБ по Белгородской и Воронежской областям поступают сотни жалоб на скорость прохождения границы. Об отсутствии сервиса в зоне ожидания МАПП "Нехотеевка" говорится не первый год. В разговорах с представителями СМИ "не для печати" представители пограничного ведомства сетуют на нерасторопность таможенников, те, в свою очередь, кивают на пограничников, и все вместе - на украинских коллег, которые будто бы устраивают пробки на границах. Украинская сторона не остается в долгу.

- У белгородцев в наличии есть десять полос для движения автомобилей, - рассказал корреспонденту "РГ" представитель харьковского погранотряда. - Но работают, как правило, только два-три терминала. Остальные открываются только в том случае, если на границу приезжает какая-нибудь комиссия или следуют транзитом вип-персоны.

Как бы то ни было, проверяющая инстанция пришла к выводу, что белгородские пограничники и таможенники не соблюдают правила контроля в пунктах пропуска, утвержденные постановлением федерального правительства. Не работает принцип "одного окна": гражданин на подъезде к границе должен продемонстрировать наличие паспорта, затем пройти стандартный паспортный контроль и, наконец, подвергнуться таможенному досмотру. В сезон массовых отпусков мучительная процедура может растянуться на несколько часов. Как результат, на границе скапливаются сотни автомобилей.

Свои проблемы есть и на пункте пропуска в Шебекинском районе. Здесь, констатировала комиссия, до сих пор не созданы условия для досмотра грузов, задержанные автомобили попросту некуда ставить, а сами подъездные пути пребывают в неудовлетворительном состоянии.

О том, насколько серьезна проблема, свидетельствует ситуация, сложившаяся на пунктах погранично-таможенного пропуска "Нехотеевка" (Белгородский район) и "Плетневка" (Шебекинский район) 17 июля. Очередь из раскалившихся на 35-градусной жаре автомобилей достигла полутора километров. Для регулирования транспортного потока потребовалось дополнительное вмешательство не только сотрудников ГИБДД и ППС, но и представителей пожарной охраны (они обеспечивали машины технической водой), а также областного управления МЧС с бригадами скорой помощи. Ситуацию удалось нормализовать лишь общими усилиями этих структур.

Напряженная ситуация на границе негативно сказывается на региональном рынке туристических услуг. Большинство белгородских агентств, которые отправляют отдыхающих на популярные турецкие курорты, пользуются услугами харьковского аэропорта. Как отмечает менеджер одной из белгородских турфирм Татьяна Товстуха, многие желают отдохнуть на море 7-8 дней, в то время как из аэропорта Белгорода самолеты в ту же Анталью вылетают только раз в десять дней. Рейсы из соседнего Харькова выполняются гораздо чаще, поэтому туристам нет нужды подстраиваться под расписание белгородского аэропорта. Но в условиях пограничного коллапса многие из них отказываются от своих планов на отдых.

С аналогичной проблемой столкнулись белгородские и курские компании, предлагающие туристам автобусные экономтуры в Крым. Спрос на них продолжает падать, а надежды, что в условиях кризиса потребители переориентируются на бюджетные поездки в Феодосию или Евпаторию, не оправдались. Как правило, туристы, простоявшие на границе от пяти до восьми часов в ожидании погранично-таможенного контроля, впоследствии отвергают саму мысль об отдыхе на украинском направлении.

- В прошлом году наш автобус с туристами стоял на жаре семь часов, люди в салоне просто озверели и едва не растерзали сопровождающего, - рассказал корреспонденту "РГ" руководитель одной из белгородских турфирм, просивший не указывать его фамилию. - Я связался с руководителями пограничников, которые работают на "Нехотеевке", но в ответ меня самого обвинили в некомпетентности. Дескать, нужно согласовывать график выезда из Белгорода с конкурентами, чтобы не было скопления автобусов. Но какой может быть график в ситуации с турами выходного дня? Понятно, что в пятницу вечером на границе гарантированно будут несколько автобусов. А тот факт, что сидящие за компьютером пограничники порой едва владеют компьютерной грамотностью и умеют набирать текст только одним пальцем, почему-то никого не волнует.

По словам собеседника "РГ", турфирмам невыгодно отправлять туристов в Крым железнодорожным транспортом. Во-первых, в разгар летнего сезона найти 40 билетов в одном поезде для организованной группы непросто, а во-вторых, в этом случае значительно возрастает себестоимость поездки, что негативно сказывается на спросе. Как результат, в ряде случаев доходы от турбизнеса вместо россиян получают украинцы.

- Я второй год подряд покупаю путевку в ялтинский пансионат не у белгородских турагентов, а у харьковских, - рассказывает белгородка Валентина Польшикова. - В назначенный день сажусь на проходящий поезд до Харькова, а там уже без проблем присоединяюсь к группе и вместе с ними еду в Крым.

В обывательском сознании распространено мнение, будто пробки на границах выгодны пограничникам и таможенникам, которые таким образом создают коррупционные условия. На белгородских интернет-форумах можно найти рекомендации якобы "знающих людей", к кому следует подойти и сколько заплатить, чтобы проехать через границу без очереди или избежать досмотра. Слухи подогревают и белгородские таксисты с железнодорожного вокзала, обещающие "домчать" до Харькова за два часа любого, кто в состоянии выложить три тысячи рублей. На вопрос, с чем связана столь высокая сумма за относительно короткий отрезок пути (80 километров), таксисты откровенно признаются, что часть денег уйдет на "ускорение" пограничного досмотра.

Впрочем, представители пограничного и таможенного ведомств обвинения в коррумпированности отвергают. И в доказательство своих слов приводят тот факт, что в выходные и праздничные дни они даже идут на увеличение количества смен. Более того, белгородские таможенники порой занимаются досмотром непосредственно на полосах пропуска, чтобы ускорить процесс. Однако увеличивающийся в уик-энд пассажиропоток все равно приводит к заторам. Тем не менее представители обоих ведомств не теряют оптимизма. Надежды на улучшение ситуации они связывают с будущим переходом на электронное декларирование и открытием на "Нехотеевке" таможенно-логистического терминала для оформления товаров и транспорта.

Между тем

Ситуацией на границе обеспокоены и региональные власти. В Харькове состоялся "круглый стол" с участием чиновников из приграничных областей России и Украины, обсуждавших перспективы формирования интегрированной логистической системы на российско-украинской границе. Мероприятие проходило под помпезным названием "Граница - среда инноваций". О том, насколько инновационными окажутся предложенные меры, продемонстрирует длина очереди на "Нехотеевке".

Экономика Белгородская область Центральная Россия