По оперативным данным Минсельхоза РФ, засуха уничтожила посевы сельскохозяйственных культур на площади 9,6 миллиона гектаров, а из-за небывалой жары чрезвычайная ситуация объявлена в 23 регионах страны.
В этом списке четыре области ЦФО - Белгородская, Рязанская, Тамбовская и Воронежская. Впрочем, напряженная ситуация отмечается практически повсюду. По сведениям министерства, в среднем по округу урожайность зерновых упала за год примерно на треть - с 28 центнеров с гектара до 20.
В Тамбовской области пострадавшими от засухи объявлены все 23 района. "Во всех категориях хозяйств ожидается недобор урожая зерновых и зернобобовых, значительный ущерб нанесен техническим культурам и многолетним насаждениям. Гибель озимых, яровых зерновых и технических культур зарегистрирована на площади более 278 тысяч гектаров (при общей площади посевов 1,2 миллиона гектаров). Ущерб составит более 6,8 миллиарда рублей", - сообщило региональное управление МЧС. В стенах областной администрации потери оценивают гораздо выше - в сумму свыше 10 миллиардов. Ожидается, что вместо запланированных трех миллионов тонн зерновых аграрии соберут лишь 1,3 миллиона.
Нелучшим образом развивается ситуация и в Воронежской области. Чрезвычайная ситуация из-за засухи была объявлена здесь еще 9 июля. В тот же день Гидрометцентр опубликовал свой прогноз. Метеорологи сообщили, что в июне, по их наблюдениям, засухой в регионе было охвачено более половины посевных площадей под зерновыми культурами. Поэтому они ожидают снижение урожайности на 30 процентов.
Однако в июле погодные условия только ухудшились. В департаменте аграрной политики Воронежской области подсчитали, что от зноя уже погибло около 20 процентов площадей зерновых и "валовка" окажется практически вдвое меньше прошлогодней - лишь около двух миллионов тонн. Средняя урожайность пока не превышает 12 центнеров с гектара (в 2009-м было 25). Чиновники также сообщили, что у крестьян появились проблемы с другими культурами - подсолнечником раннего срока сева, который придется полностью списать, в угнетенном состоянии пребывают сахарная свекла и кормовые культуры. Ущерб всего АПК от засухи оценивают в 4,5 миллиарда рублей.
Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации областные власти решили направить 100 миллионов рублей из казны. По словам губернатора Алексея Гордеева, деньги пойдут на поддержку самых пострадавших хозяйств, а также на приобретение семян озимой пшеницы для осеннего сева. Впрочем, такая сумма ситуацию вряд ли исправит, поэтому в Воронеже рассчитывают на поддержку центра. Губернатор сообщил, что в Москве рассматривается заявка региона о предоставлении льготных кредитов на сумму около четырех миллиардов рублей.
Известно, что в правительстве сейчас изучают заявки не только Воронежской области - просьбы о предоставлении финансовой поддержки в столицу направили многие региональные руководители, но получат ее явно не все. Например, в администрации Липецкой области уже известно, что справляться с неурожаем придется собственными силами, хотя солнце местные посевы явно не щадит. Жара негативно сказалась на состоянии посевов общей площадью 88 тысяч гектаров из засеяных 600 тысяч.
Как и в других регионах, страдающих от засухи, уборку здесь начали на две недели раньше обычного - треть посевных площадей зерновых обмолочена, получено полмиллиона тонн зерна. Предварительный результат позволяет сделать малоутешительные выводы. Урожайность пока составляет в среднем чуть более 25 центнеров с гектара, и по итогам уборочной валовый сбор вряд ли превысит два миллиона тонн (в 2009 году было почти три миллиона).
Кстати, ожидается, что регион сохранит производство сахара на уровне прошлого года, что, впрочем, оптимистично лишь на первый взгляд. Дело в том, что в 2010-м площади, отведенные под сахарную свеклу, были расширены практически в полтора раза.
В ближайшие дни администрацией области будет создана структура, которая начнет оказывать поддержку сельхозпредприятиям. Чиновники уверены: крестьянам требуются пролонгация кредитов, отсрочка лизинговых платежей и стабильные цены на горючее. Впрочем, губернатор Олег Королев драматизировать ситуацию не склонен. По его словам, зерна в любом случае будет собрано вдвое больше, чем необходимо на нужды области.
- Правительство пообещало пострадавшим хозяйствам кредиты и продление срока оплаты техники, которую они брали в лизинг, - напоминает первый зампредседателя Брянского областного комитета по сельскому хозяйству Борис Грибанов. По его данным, сейчас регион располагает 12 тысячами тонн урожая зерновых прошлого года. Еще пару месяцев назад эти запасы были своего рода обузой, а теперь именно они позволяют надеяться, что нынешний год не сильно ударит по карману хлеборобов.
К 19 июля на Брянщине были получены первые 60 тысяч тонн зерна. Урожайность в целом по области составляет пока 21,8 центнера с гектара. В прошлом году область собрала 640 тысяч хлеба, и уже сейчас ясно, что превзойти этот уровень не удастся, хотя общие площади под зерновыми увеличились. Тем не менее предприятия очищают и дезинфицируют склады, ремонтируют зерноочистительные машины, готовясь к приему нового урожая.
Не паникуют и в Рязанской области.
- Мы потеряем продукции где-то на три миллиарда рублей. Еще на сумму примерно 1,5 миллиарда могут возникнуть проблемы с возвратом кредитов. Но последние прогнозы показывают, что мы соберем около миллиона тонн зерна - ровно столько, сколько потребляем, - заметил глава региона Олег Ковалев.
В свою очередь губернатор Тульской области Вячеслав Дудка считает, что сбор зерновых хотя и будет ниже прошлого, но превысит показатели 2007-2008 годов. В департаменте сельского хозяйства пояснили, что в целом по региону планируется получить 1,15 миллиона тонн урожая (78 процентов к уровню 2009-го).
В ряде областей катастрофических результатов не озвучивают. Более того, некоторые руководители и вовсе довольны видами на урожай.
Орловский губернатор Александр Козлов в середине июля заявил, что "несмотря на аномально жаркое лето, выращен замечательный урожай зерновых культур", и поставил задачу собрать рекордные 2,5 миллиона тонн. Средняя урожайность пока составляет 29 центнеров с гектара. Ежесуточно хлеба обмолачиваются на площади 30-31 тысяча гектаров.
Однако усилившаяся жара нанесла удар по технике - комбайны стали останавливаться уже через несколько часов работы. Власти, впрочем, это не смутило: они распорядились проводить уборку вечером и ночью. Правда, головной боли добавляют участившиеся пожары на полях и попытки сознательного занижения показателей. Вероятно, в этих случаях зерно продается "на сторону". В связи с этим глава региона поручил усилить контроль за объемом намолоченного и вывозимого с полей зерна. "Любые попытки умышленного занижения показателей, хищения урожая зерновых культур должны пресекаться и строго наказываться", - заявил он.
Как бы то ни было, обеспечить подведомственные территории зерном местного производства пообещали руководители практически всех регионов, столкнувшихся с засухой, а вот проблемы с кормами для скота кое-где не исключены.
- В связи с засушливой погодой в этом году некоторые районы могут испытать нехватку кормовой базы для животноводства, - заявил на встрече с главами муниципалитетов брянский губернатор Николай Денин. - К счастью, другие районы, где менее развито животноводство, но есть возможность заготовить грубые корма, смогут помочь своим коллегам.
Впрочем, столь серьезных проблем с кормами, какие ожидаются в Поволжье, в ЦФО не будет. И во многих регионах центральной части страны могут воспользоваться ситуацией. Например, Смоленск только "вкатывается" в уборку зерновых, но уже готовится получить прибыль от реализации излишков кормовых - сена в регионе заготовлено в три раза больше, чем прошлым летом. "В этом году корма будут дороже зерна", - спрогнозировал губернатор Сергей Антуфьев.
Тем временем природа подготовила аграриям новые испытания. С юга Тамбовской области пришли известия о резком росте популяции саранчи, а на Рязанщине появилась гессенская муха, или хлебный комарик. Об этом насекомом местные крестьяне не вспоминали лет тридцать.
- Гессенская муха значительно повредила наши посевы. Она откладывает яйца в стебли пшеницы или ячменя. Выросший червяк выедает растение изнутри, и оно гибнет, - пояснил региональный министр сельского хозяйства Николай Шестаков.
Кстати
По оперативным данным Минсельхоза, по состоянию на 20 июля 2010 года в Центральном федеральном округе обмолочено около одного миллиона гектаров зерновых (или 14,1 процента к прогнозу), намолочено около двух миллионов тонн зерна при урожайности 20 центнеров с гектара.
Известия о плохом урожае резко повысили цену на зерно - был период, когда стоимость пшеницы ежедневно увеличивалась на 10 процентов. Слухи о грядущем подорожании продуктов всколыхнули население Тамбовской области. Местные жители бросились скупать продукты растительного происхождения - муку, крупы, сахар. Чиновникам пришлось даже успокаивать граждан.
- Убедительно прошу не создавать ажиотажного спроса, не поддаваться на провокации о том, что цены в связи с засухой будут повышаться. Резкого их скачка не будет. В настоящее время у торговли нет оснований для повышения цен, ведь новый урожай пока физически не мог поступить к переработчикам. То есть рост вызван только ажиотажем, который мы же сами и создаем, - выступила начальник управления экономической политики обладминистрации Любовь Федорова. - Пока прогнозировать цены на зерно очень сложно. Но однозначно, с предприятиями, которые производят социальные сорта хлеба, будет подписано соглашение, по которому цены не него на будут меняться по крайней мере до 1 января 2011 года.
Кстати, по оценкам экспертов, за последние полгода цены на хлеб были значительно снижены по сравнению с более урожайными 2008 и 2009 годами. Тогда в структуре себестоимости хлеба и хлебобулочных изделий мука занимала примерно 23,9 процента. За последние полгода этот показатель достиг 10 процентов, поэтому оснований для повышения цены на хлеб нет.
Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза, член Совета по вопросам АПК при председателе Совета Федерации ФС РФ
Общие потери аграриев из-за засухи в денежном выражении подсчитывать рано, но оперативные данные о площади пострадавших посевов в целом по России известны - 9,6 миллиона гектаров (из 48 миллионов). Режим чрезвычайной ситуации введен в 23 субъектах Федерации: в 17 - официально, в остальных идет процесс оформления документов. В части этих регионов погибло не так много посевов - порядка 40 тысяч гектаров в каждом. Больше всего пострадал Приволжский федеральный округ.
Сухая погода вынудила хозяйства сдвинуть сроки уборки зерновых. В ЦФО она идет полным ходом и опережающими темпами по сравнению с прошлым годом. Уже намолочено около двух миллионов тонн - против 600 тысяч тонн на ту же дату в 2009-м. По регионам округа зерновые убраны на площади порядка миллиона гектаров - это 14 процентов от засеянного. А год назад к той же дате было обмолочено лишь 204 тысячи гектаров.
В любом случае урожай окажется меньше прошлогоднего - мы недобираем в среднем по восемь центнеров с гектара. Это существенно. Тем не менее дефицита зерна в России ожидать не следует. Прогноз по валовому сбору - 80 миллионов тонн плюс рекордные переходящие запасы - по данным на 1 июля, это еще 24 миллиона. Такого количества зерна хватит и на внутренние нужды страны (77 миллионов тонн), и на экспорт (20 миллионов).
Достаточно будет и фуража. Есть, правда, некоторая напряженность с ячменем, но это означает лишь, что мы произведем его столько, сколько потребляем. Соответственно, экспортировать ячмень не станем, а цены на него сравняются с ценами на фуражную пшеницу, и животноводы смогут выбрать, что покупать. Ведь ячмень предпочитали в силу того, что он традиционно дешевле.
Цены на зерно подрастают, но не слишком высокими темпами. На протяжении полутора лет котировки на биржах падали гораздо более динамично. Теперь они потихоньку отвоевывают прежние позиции. Рост начался, замечу, еще в марте. Тогда цена за тонну увеличивалась примерно на сто рублей в неделю, а на прошлой неделе поднялась на двести. Скажем, в Центральном Черноземье тонна пшеницы третьего класса стоит 4,5 тысячи рублей. Однако ожидать, что в ЦФО скоро произойдет возвращение к показателю девять рублей за килограмм, не приходится. Слишком много для этого надо пройти и пережить.
Почему мы говорим, что цены на хлеб вырасти не должны? Потому что в нашей стране они не демонстрируют строгой зависимости от стоимости зерна. В производстве хлеба экономические законы "отдыхают". В предыдущие годы продукция хлебопеков не дешевела пропорционально резкому падению цен на сырье. Это объяснялось, например, ростом тарифов естественных монополий. С какой стати сейчас должно быть подорожание хлеба? И если оно произойдет, это ни в коем случае не будет вызвано ростом цен на зерно - они все равно намного ниже, чем пару лет назад!
Государство проработало вполне адекватные меры поддержки хозяйств, пострадавших от засухи. Естественно, хотелось бы больше помощи, но все мы понимаем - казна не бездонна, кризис, сокращение бюджета… Возможно, будет компенсация ущерба от гибели посевов, но трудно сказать, на какой процент площадей хватит средств. А по основным направлениям решения приняты: федеральный бюджет обеспечивает пролонгацию кредитов и лизинговых платежей, предоставляет регионам кредиты под два процента годовых по упрощенной процедуре. Это важно, ведь для предстоящего сева озимых главную проблему создаст не погода, а нехватка ресурсов для покупки семян, удобрений и топлива.