27.07.2010 00:40
Экономика

Бедность страхователей и непрофессионализм страховщиков мешают рынку выйти из кризиса

Бедность страхователей и непрофессионализм страховщиков мешают рынку выйти из кризиса
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №27 (760)
Читать на сайте RG.RU

Кризис стал третьим переломным моментом в развитии российской страховой розницы после введения ОСАГО и бума розничного кредитования. В результате кардинальным образом изменился весь бизнес розничных страховщиков - структура страхового портфеля по видам страхования и каналам продаж, тарифная политика и политика урегулирования убытков, финансовые показатели. Об этом говорили на встрече с прессой участники исследования рынка страховой розницы, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) и рейтинговым агентством "Эксперт РА".

По данным, которые привел руководитель направления рейтингов страховых компаний департамента рейтингов финансовых институтов "Эксперт РА" Алексей Янин, по сравнению с 2008 годом в 2010-м перспективный спрос на услуги страховых компаний значительно сократился. Существенно возросла доля тех, кто не собирается страховаться (с 4 до 20 п.п.). Стал незначительным предполагаемый спрос на такие виды страхования, как страхование недвижимого имущества (дома, дачи и т.п.). Его планируют приобрести 4% (в 2008 г. - 10%), потенциальный спрос на страхование от несчастных случаев снизился с 6 до 3%. Наиболее востребованными в перспективе ближайших 2-3 лет являются ДМС и автокаско. Единственный плюс - отказ от демпинга. Его практикуют сейчас только умирающие компании.

На первом месте среди наиболее распространенных причин отказа от пользования страховыми услугами находится материальный фактор. 31% опрошенных указывают, что у них нет денег для приобретения полиса. Далее следует отсутствие для людей смысла в приобретении страхового полиса (26%) и уверенность в невыгодности страхования (26%). За прошедшие два года в структуре причин отказа от страхования произошли изменения. Материальный фактор вышел на первое место, к тому же повысилось (с 17 до 25 п.п.) недоверие к страховым компаниям. Все это снижает "страховую активность" населения.

По прогнозам экспертов, в 2010-2011 годах произойдет рост сегментации розничных страховщиков на переживших кризис и аутсайдеров. Финансовые показатели первой группы улучшатся: снизится их доля расходов на ведение дела, убыточность-нетто, повысится рентабельность активов. У второй группы рост комбинированного коэффициента убыточности-нетто лишь усилится, компании будут нести убытки и либо разорятся, либо будут куплены за бесценок финансово устойчивыми страховщиками из первой группы.

По словам Алексея Янина, нестабильность поступлений от партнерских каналов продаж повысила привлекательность инвестиций в развитие агентских сетей и прямые продажи.

По оценкам страховщиков, наиболее эффективными каналами продаж розничных страховых продуктов (с позиции стоимости, управляемости, стабильности и величины операционных рисков) на данный момент являются прямые продажи через центральный офис и другие офисы, наименее эффективным - брокерский канал продаж.

Главные критерии выбора страховой компании (по автокаско) - это качество услуг (стремление получить хороший уровень сервиса, репутация страховщика как крупной и финансово устойчивой компании и опыт работы компании на рынке) и эргономичность услуг (набор предоставляемых услуг и удобство расположения офисов).

На рынке существуют две практически равнозначные поведенческие модели принятия решения о выборе страховой компании. Это ориентация на неформальные каналы (рекомендации близкого окружения) и рациональный расчет с использованием официальной информации. В последние два года наметилась тенденция к преобладанию второй рациональной модели поведения.

По данным совместного исследования, приведенным гендиректором НАФИ Ольгой Кузиной, репутация компаний, работающих на рынке страховых услуг, пострадала в первую очередь за счет уменьшения доли людей, знающих примеры высокого качества обслуживания в мелких страховых компаниях. Для лидеров рынка данная тенденция не характерна.

Страхование