27.07.2010 00:40
Общество

Глава ВЦИОМ Валерий Федоров: Старшее поколение все еще помнит времена талонов и очередей

Россияне все еще не отвыкли от дефицита
Текст:  Мария Жебит
Российская газета - Федеральный выпуск: №164 (5243)
Читать на сайте RG.RU

Большинство покупателей все еще предпочитает низкие цены, а не забитые изысками полки. По крайней мере такие результаты показал опрос ВЦИОМ.

Только 27 процентов населения предпочитают изобилие на прилавках с любыми ценниками, а 60 процентов считают: пусть товаров будет меньше, но дешевле. "Старшее поколение все еще помнит времена талонов и очередей, - считает руководитель ВЦИОМ Валерий Федоров, - поэтому для них широкий ассортимент пока не так важен". Так, возможность купить подешевле является приоритетной для 72 процентов пенсионеров. В этой возрастной категории 52 процента готовы смириться с ограниченным выбором на фоне низких цен. И чем старше становится человек, тем чаще он предпочитает дешевые товары. "Более молодое население уже социализировалось к рыночным отношениям, - объясняет эксперт, - поэтому свобода выбора для них очень важна".

Впрочем, на этот показатель влияет не только то, родился покупатель в СССР или в России. Разница в доходах все еще колоссальная. Поэтому 70 процентов населения, которое определяет свое материальное положение как "плохое или очень плохое", голосуют рублем за скудные, но дешевые полки. А среди покупателей с хорошим достатком таких оказалось 47 процентов. Но даже это по большому счету немало. "Опрашивать действительно богатых людей нет возможности, - объясняет Федоров, - так что это показатель средней прослойки среднего класса". А они зачастую тоже были рождены в СССР и привыкли к очередям и одному нарезному батону.

Как ни парадоксально, но комфорт и удобство при совершении покупок больше нужен не женщинам, а мужчинам. Только 37 процентов представительниц слабого пола выбирают отсутствие очередей и уют в магазине, а не низкие цены. В отличие от мужчин, из которых 44 процента предпочитают кондиционеры в магазинах и вежливое обслуживание. Среди пенсионеров "разборчивых" покупателей существенно меньше - 25 процентов. Впрочем, женщины и пенсионеры делают покупки в более дешевых, но далеко не люксовых магазинах совсем не потому, что не любят комфорт, а из соображений экономии. Зато больше половины молодежи предпочтут не толкаться в тесных дискаунтерах, а комфортно закупиться.

И не попасться на удочку владельцев магазинов распродаж. "Для молодых покупателей скидки и бонусы не самоцель,- говорит Федоров, - поэтому они готовы платить за товар реальные деньги". Таких среди населения до 24 лет оказалось 55 процентов. Зато 48 процентов пенсионеров возьмут товар со скидкой, даже если его и не собирались брать. При этом на яркие ценники с дисконтом клюют чаще малообеспеченные. Среди потребителей с высоким достатком на подарки за покупку ведутся только 32 процента опрошенных.

Кстати

Этикетки на товарах являются полезной информацией только для трети россиян. Такие результаты в ходе опроса получило министерство здравоохранения и социального развития. Больше 20 процентов респондентов считают сведения о составе сплошным обманом потребителя, а 28 процентов ничего в этом не понимают. И считают, что состав пишется только для знатоков химической промышленности, которых, по всей видимости, оказалось около восьми процентов. Именно столько россиян назвали этикетки захватывающим чтением.

Социология Макроэкономика