28.07.2010 00:35
Экономика

Уровень финансирования дорог решено повысить за счет увеличения акцизов на бензин

Минфин и минтранс нашли схему по формированию дорожного фонда
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №165 (5244)
Читать на сайте RG.RU

Глава государства одобрил предложения минтранса и минфина по формированию с 2011 года федерального дорожного фонда за счет повышения акцизов на бензин, сообщил вчера журналистам вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. При этом транспортный налог остается с уменьшенными вдвое ставками.

По словам министра, в сентябре правительство предложит Госдуме внести поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, которые сделают возможным формирование дорожных фондов как федерального, так и региональных. Они станут основными "копилками", из которых будут финансировать строительство и содержание дорог.

Напомним, что ежегодно в течение трех лет предполагается поднимать ставку акциза на 1 рубль с литра бензина. За трехлетку это позволит повысить уровень финансирования дорог на 60 процентов. Общий объем федерального дорожного фонда в 2011 году составит 377,7 миллиарда рублей. В 2012 году он увеличится до 348 миллиардов рублей и в 2013 году - до 408 миллиардов.

При этом рост акцизов на бензин, по мнению Кудрина, не повлияет на инфляцию и не отразится значительно на цене автотоплива. Глава минфина напомнил, что в 2009 году цены на бензин выросли на 3 рубля, в том числе за счет мировой конъюнктуры.

Он выразил надежду, что вертикально-интегрированные структуры нефтепереработки и добычи уменьшат прибыль, и стоимость бензина для потребителя повысится меньше, чем на рубль в 2011 году. Правда, министр не сказал, каким образом власть собирается стимулировать такой альтруизм бизнеса. Тем более что НДПИ на нефть тоже собираются повысить.

Зато уже известно, что регионам оставят транспортный налог. Но его базовые ставки, которые устанавливаются на федеральном уровне, будут сокращены вдвое. Регионы смогут увеличивать или уменьшать их в десять раз, как и сейчас. И даже обнулять для машин до 150 лошадиных сил. Такими авто, считает министр, в основном пользуются граждане с доходом ниже среднего.

По расчетам минфина, даже обнуление налога не скажется на финансировании отрасли. Тем более что с 2012 года 50 процентов от дополнительных акцизных сборов с бензина будет поступать в региональные бюджеты.

В свою очередь министр транспорта Игорь Левитин сказал, что федеральный дорожный фонд будет формироваться не только за счет акцизов. Планируется, что в него пойдут и сборы с грузовиков массой выше 12 тонн. Но это произойдет приблизительно через три года, когда сеть дорог будет оборудована контрольными устройствами для проезда большегрузов. Но со следующего года в дорожный фонд начнут поступать сборы от иностранных грузовиков свыше 12 тонн, которые предполагается взимать на границе.

По мнению Игоря Левитина, дорожный фонд минимизирует риски недофинансирования развития транспортной сети, дав возможность использовать другие механизмы привлечения средств. И все это позволит к 2015 году содержать в пределах нормативов 85 процентов российских дорог. Сейчас этот уровень составляет не выше 35 процентов. Дорожный фонд поможет снизить аварийность и привести в нормативное состояние 45 тысяч километров из 54 тысяч километров федеральных трасс, подсчитали в минтрансе.

С 2011 года стартует программа по приведению в порядок сельских дорог. Ко всем населенным пунктам, где проживают 125 человек и более, будут проложены дороги с твердым покрытием. Кроме того, планируется в 2015 году привести в нормальное состояние мосты. Сейчас из шести тысяч мостовых сооружений тысяча находятся в аварийном состоянии.

Продуман и вопрос эффективности расходования этих средств. Минрегион работает над изменением нормативов дорожного строительства. В их основе - качество строительства дорог, применение современных технологий и оптимизация общих затрат. Планируется, что выйдет специальное постановление правительства по строительному контролю, который будут вести независимые эксперты. К нему также подключат и банки, которые будут давать кредиты дорожникам. В ближайшее время также нормативно разделят финансирование переноса коммуникаций, выкупа земли и строительство самих трасс. Левитин уточнил, что это позволит узнать реальную цену стоимости дороги. При этом и вынос коммуникаций, и прокладку трассы на федеральных дорогах предполагается осуществлять из дорожного фонда.

Что касается более конкретных сумм, которые выделят каждому региону, то министры обещали дать их через два месяца. К этому времени предполагается подготовить все документы к заседанию правительства, на котором будет окончательно решена судьба федерального дорожного фонда и транспортного налога.

как вам это

Марина Оглоблина, руководитель департамента экономической политики и развития Москвы:

- В свое время Москва выступала категорически против ликвидации дорожного фонда, и хорошо, конечно, что он появится снова. Но для того чтобы понять хотя бы для себя, что выиграют от этого регионы, хотелось бы получить ответы на многие вопросы. Прежде всего, по каким принципам будет происходить распределение денег из этого фонда между центром и регионами.

Кто именно будет платить акцизы? Бензоколонки? В этом году Москва уже потеряла на них 14 миллиардов рублей. За это нам дали право поднять транспортный налог, мы им не воспользовались, не захотели увеличивать нагрузку на московских автовладельцев. Как дальше будет складываться ситуация с ним? Судить пока трудно. Но если дополнительная нагрузка на граждан все-таки произойдет, то люди должны понимать, ради чего? Если в городе улучшатся дороги и исчезнут пробки, меньше станет аварий, то тогда к этому, наверное, многие отнесутся с пониманием.

Сергей Удалов, замдиректора аналитического агентства "Автостат":

- Вряд ли регионы будут обнулять транспортный налог. Они сейчас собирают этот налог в пределах 70 процентов. И этих денег не хватает для содержания дорог.

Мне не понятно, почему оставили транспортный налог. С точки зрения психологии гораздо легче было бы объяснить людям о его отмене и о введении дополнительного акциза на топливо.

Не понятно и "размазывание" введения акциза на три года. Что будет стоить рубль, который добавят к акцизным сборам в следующем и в 2012 году? Вполне возможно, придется опять повышать планку акциза. Более целесообразно, на мой взгляд, было бы ввести процентную ставку для акциза.

Никита Кричевский, доктор экономических наук:

- При формировании новой структуры фонда нужно усиливать требования по контролю за расходованием денег. А этого пока в выступлениях властей не прозвучало. Я не думаю, чтобы оставленное регионам право формирования транспортного налога привело к его уменьшению. Они не заинтересованы в том, чтобы лишаться "дорожных" денег.

Что же касается новых акцизов на бензин, то давайте посчитаем, насколько при них могут вырасти расходы на топливо. Возьмем иномарку экономкласса. Если сегодня ее владелец тратит в неделю на бензин 1,5 тысячи рублей, то с учетом акциза эта сумма увеличится на 60 рублей. В месяц - на 300-400 рублей. В год - на 3-3,5 тысячи. Это плюс к транспортному налогу, который будет установлен в регионе.

Справка "РГ"

Планируется, что федеральный бюджет будет поддерживать строительство муниципальных и региональных дорог. В 2011 году 34 миллиарда рублей поступит на развитие трасс крупных городов. В 2012 году 87 миллиардов рублей пойдут на ремонт дорог в регионах. В 2013 году 279 миллиардов рублей предполагается пустить на развитие дорог, в том числе 139,7 миллиарда рублей - в регионах.

Налоги Минтранс Минфин