28.07.2010 00:10
Культура

В пострадавшем от пожара Центре имени Грабаря не найдена только одна гравюра

В пострадавшем от пожара Центре имени Грабаря не найдена только одна гравюра
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №165 (5244)
Читать на сайте RG.RU

Комиссия Министерства культуры РФ подвела первые итоги, оценив ущерб, причиненный пожаром во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря.

На пресс-конференции, состоявшейся в министерстве культуры, сообщили, что из 1220 предметов, которые находились к моменту пожара в здании центра, найдено и вывезено 1219.

Среди вещей, которые очень сильно пострадали, были названы 5-метровый ковер из музея-усадьбы Тютчева в Мураново (от него осталось около двух квадратных метров) и знамя Петровских времен из музея в Переславле-Залесском. Что касается конного портрета Александра I работы Доу из Музеев Кремля, который находился на третьем этаже, охваченном пожаром, то он чудом сохранился. Из-под завала и пепла его со всеми предосторожностями извлекали... археологи Государственного исторического музея. Сейчас он находится в Музеях Московского Кремля, где с ним снова работают реставраторы. По мнению зав. отделом реставрации масляной живописи центра Надежды Сергеевны Кошкиной, ему требуется реставрация, но не реконструкция. Вообще из 106 живописных полотен в отделе масляной живописи в реставрации нуждаются 31, причем из них 15 - в экстренной помощи.

Всего же после пожара срочной профессиональной помощи требуют 58 работ. К сожалению, среди пострадавших - сени Царских Врат из Спасо-Прилуцкого монастыря (в 2007 году их страховая оценка составляла 300 тысяч долл.), но специалисты считают, что их можно реставрировать.

К счастью, не пострадали древние иконы из музеев Новгорода ("Богоматерь Корсунская" XVI в., оклад XI века), Владимиро-Суздальского музея-заповедника ("Ефросинья Суздальская", XVII в.), Череповца, Пскова (в том числе сохранилась плащаница XVI в.). Также сохранились графические работы, за судьбу которых, естественно, во время пожара все волновались. В частности, 100 офортов Пиранези из Музея архитектуры, графика Нестерова из Башкирского художественного музея, "Сельский праздник" Брейгеля из Тверской художественной галереи. Все рукописи, хранившиеся в центре, также сохранились.

Сейчас работы из центра вывезены в музей им. А. Рублева, РОСИЗО, ГТГ, ГИМ, НИИР...

Оценка состояния здания, потерь оборудования, материалов еще впереди. Но, как сказал директор Центра им. Грабаря Алексей Петрович Владимиров, незадолго до пожара Москомнаследия предложил провести оценку здания, поскольку помещение центра, в котором раньше размещался ЦАГИ, признано памятником конструктивистской архитектуры. Если опираться на сделанную оценку, то убытки, связанные с разрушением здания, составляют примерно 150 млн рублей.

На вопрос о том, существуют ли в мире технологии тушения пожаров в музейных хранилищах, максимально щадящие шедевры, Павел Хорошилов, замминистра культуры, заметил, что в Центре Помпиду, например, предусмотрено тушение с помощью инертного газа. Но газ должен пускаться автоматически через пару минут после объявления пожарной тревоги. Это означает, что если люди не успевают за эти минуты покинуть помещение, то они погибают. Он подтвердил, что сегодня проблемы обеспечения безопасного хранения остаются одними из самых серьезных для музеев.

Что касается вопроса о страховке, который не первый раз задавался, то Хорошилов пояснил, что произведения, которые являются федеральной собственностью, страхуются только при вывозе за границу или переводе из одного музея в другой. Страховать всю федеральную собственность невозможно. В принципе в договоре при передаче произведения на реставрацию может быть пункт о страховании. Но оплачивать его должен владелец вещи: музей (который такими средствами не располагает) либо частное лицо.

Музеи и памятники