Невиданные лесные пожары уже оставили без жилья больше ста семей в разных регионах России. Кто должен обеспечить погорельцам крышу над головой, попытались разобраться корреспонденты "РГ".
Огонь перекинулся с леса на населенные пункты в Мордовии, Пензенской, Нижегородской, Рязанской и Владимирской областях. В Мордовии пожары практически полностью уничтожили два села - Вадовские Селищи и деревня Свеженькая. В итоге полностью выгорело около 70 домов, без крова остались более сотни человек. В Нижегородской области без крова остались около 70 человек. В сгоревшей из-за лесного пожара деревне Семилово остались целыми всего 9 домов.
Пострадавшим предоставили временное жилье, организовали питание и медицинское обслуживание. Но люди остались без жилья, имущества и документов. И совершенно понятно, что всю жизнь жить на "перевалочных пунктах", у родственников и знакомых, погорельцы не смогут.
В министерстве регионального развития "Российской газете" рассказали, что предоставлять жертвам чрезвычайных ситуаций сначала временное, а потом и постоянное жилье входит в обязанности местных властей. Правда, механизмы оказания этой помощи муниципалитеты определяют для себя самостоятельно. "Это могут быть социальные кредиты на покупку нового дома или предоставление муниципального жилья по договору социального найма", - рассказал корреспонденту "РГ" адвокат московской коллегии адвокатов Павел Ламбров. И добавил, что чаще всего местные власти предпочитают выплачивать денежные компенсации, поскольку за социальным жильем выстраиваются огромные очереди. "Но бывали случаи, когда муниципалитеты с помощью региональных и федеральных властей строили дома специально для жертв ЧС", - добавил Павел Ламбров.
Сейчас власти пострадавших от огня регионов обещают, что без крыши над головой погорельцы не останутся. "Мы рассматриваем различные способы поддер жки, - отметил заместитель главы администрации Выксунского района Нижегородской области Владимир Серов. - Это может быть льготная ссуда, оказание материальной помощи. Кому-то мы готовы выделить лес на постройку нового дома". Мордовские власти с мерами поддержки еще не определились, но погорельцы могут рассчитывать на единовременное пособие из республиканского бюджета - 20 тысяч рублей.
Решать вопрос с жильем не пришлось бы, если бы все сгоревшие домовладения были застрахованы. В среднем такая страховка стоит от полутора до пяти тысяч рублей в год. "Сейчас можно с уверенностью говорить, что от пожаров пострадали и наши клиенты, - комментирует корреспонденту "РГ" ситуацию руководитель департамента массовых видов страхования компании "Росгосстрах" Александр Блайвас. - Только из Мордовии к нам поступило 34 заявления от клиентов по факту уничтожения их имущества в результате пожаров. И работа по приему заявлений ведется в постоянном режиме. По всем территориям проводятся необходимые действия по фиксации таких случаев, оценке ущерба и организации страховых выплат".
Однако в целом по стране свои дома страхуют только 4-20 процентов российских домовладельцев. Таковы подсчеты крупных страховых компаний. При этом в зависимости от территории этот процент может существенно меняться как в большую, так и в меньшую сторону. Так, регионы Центральной России, Поволжья, Северо-Запада и Урала имеют больший охват, чем, например, Дальний Восток и Сибирь. А в США, для сравнения, застраховано больше 90 процентов частных домовладений.
Исправить ситуацию смог бы закон об обязательном противопожарном страховании по аналогии с ОСАГО. Проект этого закона подготовило министерство чрезвычайных ситуаций. Тарифная ставка на страхование жилья составляет около 30-50 копеек за квадратный метр в месяц. То есть страховка дома в 100 квадратных метров обойдется в 500-600 рублей в год. Сейчас проект закона отправлен на согласование во все регионы России. Глава МЧС Сергей Шойгу не раз заявлял, что прохождение этого законопроекта надо сделать максимально быстрым и максимально открытым.