29.07.2010 00:42
Экономика

В Кемеровской области предприятия преднамеренно банкротят по криминальным схемам

В Кемеровской области преднамеренно банкротят предприятия
Текст:  Юлия Потапова
Российская газета - Экономика Сибири: №0 (5245)
Читать на сайте RG.RU

В кемеровской области растет число заявлений о признании предприятий-должников банкротами.

Если в начале прошлого года в областном Арбитражном суде рассматривалось 307 таких дел, то в конце - уже 353. Сейчас их количество достигло 400.

- Каждый раз мы проводим проверку, не является ли банкротство преднамеренным, - говорит заместитель начальника по экономической безопасности кузбасского ГУВД генерал-майор милиции Алексей Иванов. - С должниками работает специальная комиссия, а затем, если предприятие не погашает долги по налогам и другим выплатам, применяются меры принудительного взыскания. Неплательщиков приглашают и на заседания областного антикризисного штаба, в состав которого входят представители всех правоохранительных и контролирующих органов.

По словам Алексея Иванова, руководители некоторых предприятий используют процедуру признания неплатежеспособности в корыстных целях. А порой и сами создают условия для того, чтобы эти процедуры начались. В итоге - за полгода в регионе возбуждено девять уголовных дел по фактам криминальных банкротств (за аналогичный период прошлого года их было 14). В том числе - четыре по статье 195 УК РФ ("Неправомерные действия при банкротстве"), три - по

196-й ("Преднамеренное банкротство") и два - по 197-й ("Фиктивное банкротство").

Как правило, руководители недобросовестных хозяйствующих субъектов используют несколько схем. Первая - вывод из обанкротившегося предприятия наиболее ликвидных имущественных активов и организация на их основе нового эффективного бизнеса. Руководитель предприятия, видя, что не может выполнить обязательства перед кредиторами, оформляет активы на новое юрлицо еще до того, как войдет в процедуру банкротства.

Следующая, более сложная схема - криминальное банкротство с целью уничтожения конкурирующей организации, когда конкуренты, стремясь "зайти" на интересующее их предприятие, скупают акции у рабочих либо завладевают долями путем махинаций. А чья доля больше, тот и "заказывает музыку".

- В Кузбассе уже есть примеры завладения акциями, - говорит Алексей Иванов. - Это касается, прежде всего, крупных угледобывающих предприятий. Но пока эти действия находятся в гражданском правовом поле. Однако при определенных обстоятельствах они могут переместиться и в уголовно-процессуальное.

Еще одна мошенническая схема: предприятие берет в банке кредит, попадает в ситуацию, когда выплачивать его невозможно, начинает кредитовать само себя, производя манипуляции с приходными ордерами. И фактически контролирует процедуру собственного банкротства.

Одно из уголовных дел о фиктивном банкротстве возбуждено в июне. Руководство кемеровского общества с ограниченной ответственностью, оказывающего услуги в сфере ЖКХ, чтобы вывести активы и не платить налоги, подало заявку о банкротстве с заведомо ложными сведениями. Сумма ущерба, причиненного государству, - 7,3 миллиона рублей.

Миллионами, а то и десятками миллионов рублей исчисляются суммы, которые должны иные работодатели своим трудовым коллективам. Здесь тоже есть уголовные дела и приговоры.

- В рамках деятельности антикризисного штаба мы вынесли собственникам-нарушителям 86 представлений о необходимости погашения задолженности по зарплате и другим платежам на общую сумму 700 миллионов рублей, - говорит Алексей Иванов. - Из 558 миллионов рублей, поступивших в бюджеты всех уровней, государственные и негосударственные фонды в результате профилактической работы, пятьдесят миллионов - "вклад" антикризисных штабов.

Экономика Кемерово Сибирь