На прошлой неделе в Минске состоялся международный семинар по теме, которая сегодня очень актуальна. Эксперты из стран СНГ при участии представителей Европейской экономической комиссии ООН, ПРООН и Международного энергетического агентства собрались, чтобы обсудить перспективы развития альтернативной энергетики. Организовал встречу департамент по энергоэффективности Госстандарта Беларуси. На просторах постсоветского пространства, надо признать, ветер перемен еще не разгулялся. Возобновляемые источники в среднем составляют всего около одного процента от энергопотенциала в большинстве государств. Но специалисты убеждены: запасы нефти и газа рано или поздно истощатся, и, если не подготовиться к этому заранее, велика вероятность того, что придется столкнуться с энергетическим "голодом".
- Добыча нефти и газа укрепила экономику нашей страны, но вместе с тем вызвала и серьезные экологические последствия, поэтому мы намерены активно использовать такие альтернативные источники энергии, как солнце, ветер, геотермальные источники, биогаз, малые ГЭС, - говорит о перспективах докладчик из Азербайджана, президент Международной академии экоэнергетики Фаган Алиев.
Стоит отметить, в этой стране день ото дня растет внимание к "ветрякам". В прошлом году здесь заработали две турбины мощностью 850 кВт, в планах - запуск третьей. Готовится проект строительства ветропарка вдоль шоссе Баку - Губа. Совет по тарифам Азербайджана разработал модель тарификации в ветроэнергетике, которая должна сделать отрасль более привлекательной для инвесторов.
Россия, хоть и является крупнейшим экспортером нефти и газа, делает ставку на гидроресурсы. Общий технический потенциал гидроэнергетики в РФ оценивается примерно в 2400 млрд кВт/ч в год, причем большая часть его представлена крупными и средними реками.
- Крупные и малые ГЭС являются источниками 10 процентов от общего объема производства и потребления электроэнергии в стране, - уточняет специалист-эксперт отдела охраны окружающей среды в ТЭК и развития возобновляемой энергетики Министерства энергетики РФ Михаил Давыдов. - Но это не единственный вектор развития. Достаточно эффективно и почти повсеместно используется для теплоснабжения биомасса. Есть хорошие наработки по применению биогаза и геотермальных источников. Интересны проекты по использованию приливной волновой электроэнергетики. В основном это касается арктических регионов. Считается, что Белое море обладает огромным потенциалом.
А в Беларуси, которая к морским державам не относится, наиболее интенсивно используется древесная биомасса. Резервы имеются: ежегодный естественный прирост древесины равен примерно 25 миллионам кубометров, а расходуется только 15 миллионов. Скажем, интересный проект по линии программы развития ООН и Глобального экологического фонда был реализован в 2003 - 2008 годах, отметил заместитель председателя Госстандарта, директор департамента по энергоэффективности Госстандарта Леонид Шенец. Было создано 4 энергоисточника - котельная и 3 мини-ТЭЦ, а также современное предприятие по заготовке древесного топлива. Что касается ветроэнергетики, в начале июля было подписано инвестиционное соглашение о том, что немецкая компания инвестирует в строительство ветропарка в Минской области до 360 миллионов евро. В немалой степени развитию международных контактов должно поспособствовать принятие во втором чтении закона об использовании возобновляемой энергетики. К слову, в России такого нормативного акта пока нет, отдельные положения прописаны в федеральном законе об электроэнергетике.
...Семинар в Минске носил характер рабочего совещания. В частности, активно обсуждалась Программа развития нетрадиционных источников энергии в России и СНГ, реализацией которой занимается Международный центр устойчивого энергетического развития. Самое важное сейчас, считает Евгений Надеждин, заместитель исполнительного директора центра, выработать общую стратегию сотрудничества. Вторая встреча запланирована на ноябрь, пока же эксперты представили предварительные варианты взаимодействия.
- Для нас развитие альтернативной энергетики - одно из важнейших направлений диверсификации топливного баланса, - подчеркнул заместитель министра энергетики Беларуси Юрий Рымашевский. - Ряд крупных проектов уже реализован. И, мы надеемся, к 2020 году 30 процентов потребности удастся закрывать собственными энергоресурсами, в основном возобновляемыми.