29.07.2010 00:50
Экономика

Сотовые операторы создают новые схемы для обмана клиентов

На рынке сотовой связи появляются новые схемы по обману клиентов
Текст:  Ульяна Вылегжанина
Российская газета - Федеральный выпуск: №166 (5245)
Читать на сайте RG.RU

В антимонопольную службу поступают десятки обращений от клиентов сотовых операторов. Они жалуются на высокие тарифы, платные входящие сообщения, хитрые приглашения к SMS-лотерее и навязчивые рекламные новости, которые могут влететь в копеечку.

Недавно специалисты московского УФАС России признали, что SMS-лотерея компании "Билайн" проходила с нарушениями Закона "О рекламе". С декабря прошлого по март этого года абоненты сотового оператора получали SMS-сообщения с рекламой лотереи "СМС-миллионер". Клиентов приглашали поучаствовать в ежедневном розыгрыше ста тысяч рублей и розыгрыше миллиона рублей в финале. Для этого надо было отправить слово "ДА" на короткий номер. Правда, организаторы лотереи не уточняли, что за одно сообщение со счета абонента спишут около 40 рублей.

"Отсутствие такой информации искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение", - решили в антимонопольном ведомстве. Теперь нарушителю грозит штраф от 40 до 500 тысяч рублей. Вот только сотовый оператор в конечном итоге оказался ни при чем, а на "скамью подсудимых" попал сторонний подрядчик - ООО "МегаПромо". "Организацией лотереи занималась компания, с которой мы заключили договор, - пояснил корреспонденту "РГ" представитель "Билайна". - Поэтому ответственность за нарушения будет нести именно эта компания".

Еще более наглую схему по выманиванию денег можно было наблюдать в начале года. Тогда в региональные управления ФАС стали поступать жалобы от клиентов компании МТС.

От оператора связи абонентам приходили входящие сообщения примерно такого содержания: "вам пришла открытка от друга", "поздравление с праздником" или "поздравительная открытка". Открыв эти сообщения, клиенты активировали подписку на платную рассылку SMS по 160 рублей за штуку. И не догадывались о подвохе, пока их не просили пополнить счет. Как выяснилось позже, накладную для клиентов SMS-рассылку осуществлял один из партнеров "МТС", который "арендовал" у сотового оператора короткие номера. После многочисленных жалоб от абонентов сотовый оператор разорвал отношения с мошенником, и хитрая акция прекратилась.

В отделе по борьбе с высокотехнологичным мошенничеством МВД России (отдел "К") советуют очень внимательно относиться к любой информации, которая приходит с коротких номеров. "Всегда звоните оператору связи и узнавайте, какая сумма спишется со счета при отправке sms или звонке на указанный номер", - отметили в отделе "К". Защитники прав потребителей рекомендуют недовольным абонентам обращаться к сотовому оператору с письменной жалобой и требованием перерасчета. А в случае отказа - в Роспотребнадзор, который может сопровождать иск в суде.

Профилактическую работу среди недобросовестных партнеров проводят и сами сотовые операторы. Все представители "большой тройки" разработали специальные программы по противодействию мошенничеству и ужесточили штрафные санкции по отношению к недобросовестным дилерам - вплоть до блокировки и полного изъятия коротких номеров. Появились "черные списки" подрядчиков-мошенников и специальные сервисы, где клиент может узнать всю информацию об услугах и оставить жалобу на мошенников.

Впрочем, все более сложными становятся схемы самих сотовых операторов. Например, сейчас клиентам МТС присылаются "новости компании" примерно следующего содержания: "прими это сообщение, чтобы закачать видеоклип за 60 рублей плюс интернет-трафик". Если клиент ненароком нажмет "принять", с его счета спишут деньги за ненужную услугу. За эту схему сотового оператора нельзя привлечь к ответственности, ведь абонент предупрежден о стоимости услуги. Однако "новости" приходят каждые полчаса. И довольно часто клиент ошибается, нажимая "принять" вместо "отключить".

Комментарий

Олег Прусаков, начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора:

- Отношения между абонентами и сотовыми операторами регулируются Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными правительством в 2005 году. Эти правила предусматривают обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб абонентов операторами связи. То есть если у абонента есть жалобы, для начала он должен обратиться в сотовую компанию: четко сформулировать претензии, приложить договор на оказание услуг и описание имущественных требований. А только потом - в Роспотребнадзор или в суд, если ответ сотового оператора его не устроил.

Но есть серьезная проблема. Согласно правилам, сотовые операторы могут рассматривать жалобу абонента до 60 дней. Это неприлично долгий срок, который не подходит для разрешения сиюминутных ситуаций, связанных с не очень значительными денежными суммами. Многие абоненты предпочитают, недосчитавшись 50-100 рублей на телефонном счете, махнуть рукой, чем ждать два месяца ответа от сотовой компании.

По мнению Роспотребнадзора, сроки рассмотрения жалоб должны быть короче. В нашу службу довольно часто поступают обращения от абонентов, и мы готовы сопровождать эти иски в суде. В практике территориальных органов Роспотребнадзора есть конкретные судебные дела, когда удалось защитить права абонентов.

К сожалению, касательно sms-рассылок Роспотребнадзор не может инициировать судебный иск к сотовым компаниям в защиту неопределенного круга потребителей. Отношения сотовых операторов и их клиентов - это частные договорные отношения. Кого-то из абонентов устраивает, что им присылают sms с новостями или приглашения к лотерее, кого-то - нет. Главное, на что следует обратить внимание, - внимательно и до конца читать договор с оператором связи перед тем, как подписать его и купить SIM-карту. Конечно, это сложно и не всегда удобно, но так будет меньше шансов столкнуться с неприятными сюрпризами.

Связь ФАС