29.07.2010 00:22
Общество

Есть ли у российского рынка продуктов питания выбор полезной еды?

Перевод публикации во вкладках Russia Now в The Daily Telegraph и The Washington Post
Читать на сайте RG.RU

Времена дефицита остались в прошлом, и россияне наконец начали уделять больше внимания тому, что они едят. Впрочем, выбор оставляет желать лучшего.

Россияне любят поесть, и иногда создается впечатление, что у них уже и так есть все, что душе угодно. Магазины завалены самыми разными продуктами - от сосисок до суши, в гастрономах работают кулинарии, предлагающие готовые блюда на любой вкус, а по всему городу разбросаны рестораны быстрого питания. Но есть один нюанс. Тридцать восемь процентов москвичей страдают от избыточного веса, а количество диабетиков и людей с заболеваниями сердечнососудистой системы растет угрожающими темпами. Россияне наконец стали всерьез задумываться над тем, что они едят. 

"Из-за избыточного веса мое сердце вздувалось, как бицепс культуриста. Врачи сказали, что если я немедленно не начну худеть, оно может и не выдержать", - говорит Иван Бутман, бывший спортсмен, который сегодня занимает пост начальника отдела в одном из средних московских банков. "Когда у меня начались проблемы с сердцем, мне пришлось отказаться от жирной пищи", - говорит он.

В своей беде он не одинок. Почти половина смертей в России наступает из-за сердечного приступа, а в 37% случаев - по причине инсульта. По данным ВОЗ, на сегодняшний день в России 9,6 млн человек страдают от диабета первого типа, что во многом обусловлено нездоровым образом жизни.  Но поведение россиян постепенно меняется. Исследование, проведенное компанией "Нильсен" осенью 2009 года, показало, что люди начали покупать натуральные продукты. На прилавках московских гипермаркетах теперь появляются фасованные салаты, йогурты и молочные продукты с пониженным содержанием жира.

"Теперь по утрам я ем только йогурты, которые покупаю после работы. Понятно, что на еду я сейчас трачу гораздо больше денег", - говорит Бутман.

Директор некоммерческого партнерства по развитию экологического и биодинамического сельского хозяйства "Агрософия" Андрей Ходус говорит, что рынок натуральных пищевых продуктов в России находится в зачаточной стадии. "Полезная пища приносит меньше прибыли, чем вредная, но определенная прибыль от нее все же есть", - заметила Лидия Серегина, основательница компании Серегина.ру.

Г-н Ходус утверждает, что все больше российских производителей постепенно выходят на национальный рынок здоровых продуктов питания. "Спрос на импортные био-продукты падает, а на отечественные растет. В результате растет и производство био-продуктов для потребления на внутреннем рынке", - сказал он. 

По данным Института биологии и сельского хозяйства объем рынка биологически чистых продуктов питания в России пока что достаточно скромный - он оценивается в 60 млн евро. "Нужно учитывать, что сейчас очень популярна технология выставления обычных продуктов как биологически чистых и расклеивания ярлыков "био-", "эко-", "натуральный", что позволяет производителям взвинчивать цены", - заметила г-жа Серегина. "Производители предъявляют массу требований, направленных, в основном на повышение прибыли, так как общепринятых четких критериев в этой области сегодня не существует", - говорит Андрей Ходус. В некоторых отраслях доля "якобы здоровой пищи" достигает 60-70 процентов от общего объема рынка.

Действительно, в магазинах органической продукции "Биомаркет" очередей не наблюдается, несмотря на то, что это единственная торговая сеть такого рода в России. Сеть "Биомаркет" входит в группу "Органик", принадлежащую Николаю Цветкову, владельцу "Уралсиба", одного из крупнейших банков страны. Он начал продавать экологически чистые продукты питания в 2005 году, и этот проект до сих пор едва-едва окупается, отмечает Елена Комкова, консультант SERVICEMAN Training & Consulting. 

По мере того увеличения на рынке числа по-настоящему экологически чистых продуктов, ситуация может поменяться. "В последнее время возросло количество звонков и писем от людей, которые интересуются, где в России можно приобрести экологически чистые продукты. Мы рассказываем им, что это такое, где можно найти такие продукты, как экологические продукты маркируются, каким брендам можно доверять и почему", - говорит г-н Галечян. 

Россияне также любят сами выращивать овощи и фрукты, в основном у себя на даче. Это тоже путь к здоровому образу жизни. Может быть, на местных рынках найти экологически чистые продукты и не получится, но в любом случае фрукты и овощи из Армении или Узбекистана являются более полезными по сравнению с импортными замороженными продуктами, которых так много на полках магазинах. Значительная часть вредных продуктов и фаст-фуда, которые появились в стране за последние 20 лет, пришли в Россию из США. В Москве на каждом углу "Макдоналдсы", кое-где попадаются и рестораны KFC.

К концу лета Роспотребнадзор - Федеральное агентство по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека - планирует ввести нормы и принципы здорового питания, которые дадут производителям и потребителям необходимые указания и рекомендации и позволят таким образом укрепить доверие потребителя по отношению к "здоровым" продуктам. 

Необходимый для этого потенциал имеется. В США рынок фасованных продуктов питания с маркировкой "органический" году вырос на 19,3 процента в 2007 и на 9,4 процента в 2008 гг. Россия, где здоровое питание постепенно становится популярным, очевидно, тоже пойдет по этому пути.

"Нужно сказать, что со временем я понял, что проблему избыточного веса нельзя решить просто за счет отказа от тех или иных продуктов. Для этого приходится менять весь образ жизни", - добавляет Бутман.


Статья опубликована во вкладках Russia Now в The Daily Telegraph (Великобритания) 29.06.10 и в The Washington Post (США) 23.06.10
Английская версия также доступна
в формате E-paper на странице 4

Тексты, опубликованные во вкладках, могут подвергаться стилистической правке со стороны газеты-партнера.

Здоровье РГ за рубежом