29.07.2010 00:27
Общество

Мастер из Урюпинска хранит секреты изготовления старинных казачьих инструментов

Мастер из Урюпинска хранит секреты изготовления старинных казачьих инструментов
Текст:  Андрей Муравьев
Российская газета - Неделя - Юг России: №0 (5246)
Читать на сайте RG.RU

Александр Маликов собирает и хранит секреты изготовления казачьих музыкальных инструментов былых времен.

Как вернуть из небытия звук? Ответ на этот, казалось бы, неразрешимый вопрос знает Александр Валентинович Маликов. Уже несколько десятков лет он занимается реконструкцией народных инструментов. Дудки-жалейки, рожки-брелки, камышовые кувиклы, глиняные свистульки-окарины... Сколько их было выточено, вырезано, слеплено. Но самый любимый инструмент мастера - колесная лира, по-казачьи - рылей.

Звук у рылея протяжный, вибрирующий, почти монотонный и немного грустный.

- Репертуар под него подбирается соответствующий. Сказания, былины, песни разлучные, прощальные, - поясняет Александр Валентинович.

И тут же заводит, а иначе не скажешь, песню про погибающего на чужбине казака. Вслушиваешься и чувствуешь, как внутри тебя сдвигается что-то. Музыка уводит за собой, теперь ты не просто слышишь, ты видишь то, о чем поется. Невольно наворачиваются на глаза слезы, и хочется плакать, как плачет о нелегкой казачьей доле лира. Потому-то и играли на ней бродячие музыканты, слепые калики перехожие. Расчувствуют зрителей, заставят всплакнуть даже сурового казака-рубаку - считай, на хлеб заработали, а то и чарку поднесут. Впрочем, играли на рылее и по праздникам, и на вечерних посиделках.

В середине 70-х Александр увлекся казачьим фольклором, был одним из основателей Урюпинского народного ансамбля "Хопер". Местный краевед передал материалы этнографической экспедиции, которая работала в этих краях в послевоенные годы.

- Там-то я и нашел описание музыкальных инструментов, на которых играли казаки. На тот момент ни один из них давно уже не использовался. Из народных они стали сугубо музейными, - вспоминает мастер.

В Новочеркасском казачьем музее он впервые и увидел колесную лиру. Произошло это совершенно случайно. Однако мастеру сразу же захотелось сделать такую самому.

Первый инструмент он собирал, считай, на глазок. Сам нащупывал приемы обработки древесины, подбирал нужные столярные инструменты. А в настоящей мастерской он побывал спустя несколько лет, когда вместе со своим ансамблем гастролировал во Франции. Ведь колесная лира появилась именно в Европе еще в Средневековье. Через Польшу она попала на Украину. У запорожских собратьев донские казаки ее и позаимствовали. Только название немного переиначили, по-украински колесная лира - риля, или роля, по-казачьи - рылей.

Лиры, сработанные Маликовым, теперь используют во многих народных коллективах и не только Волгоградской области. В местном краеведческом музее также хранится полный набор казачьих инструментов, сделанных урюпинским умельцем. Он постоянный участник регионального фестиваля мастеров народных инструментов. На последний приезжал вместе с казачьим коллективом "Звонница".

- Инструменты звучать должны, только тогда они остаются живыми, по-настоящему народными, - уверен Маликов.

Образ жизни Волгоградская область Юг России