29.07.2010 00:28
Общество

На Кубани вынесен приговор врачу, продержавшей девочек из детдома трое суток в одной палате с мужчинами-алкоголиками

Как воспитанницы детского дома заставили взрослых относиться к себе по-человечески
Текст:  Елена Лубинец (Краснодарский край)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №0 (5246)
Читать на сайте RG.RU

В Каневском районном суде завершился скандальный процесс по обвинению врача, продержавшей трое суток под замком в одной палате с мужчинами-алкоголиками двух 15-летних девочек.

"Солнечное" затмение

Следствие и судебные разбирательства по делу, получившему громкий резонанс в СМИ, длились почти девять месяцев. О ЧП с воспитанницами образцово-показательного интерната в поселке Кубанская Степь Каневского района мы сообщали в начале года. Напомним, в наркологическое отделение Каневской центральной районной больницы двух сирот доставил директор детского дома. По словам свидетелей, с помощью врача он таким образом "решил перевоспитать непослушных подростков". Накануне они сбежали из интерната, а потом устроили драку. Впрочем, следствию педагог объяснил свой поступок так: мол, "думал, что подростки пьяны, одна из них грозила перерезать себе вены".

Однако лишь после вынесения судебного решения (заседания суда были закрытыми) стало известно, что воспитанницам в отделении сфабриковали липовый диагноз - алкоголизм второй стадии и лечили как настоящих алкоголиков. По словам прокурорских работников, на Кубани это дело беспрецедентное - впервые дети, ставшие жертвами жестокого обращения, сами обратились к работникам прокуратуры - и добились наказания взрослых. В общем, пришла пора посмотреть, какие же уроки предстоит всем нам извлечь из этой беспрецедентной истории.

Ходоки из интерната

- Был обычный рабочий день, когда появились три всхлипывающие девочки и пожилая женщина с ними, - вспоминают в краевой прокуратуре. - Сказали, что поначалу шли в краевую администрацию, но дежурный посоветовал обратиться к нам.

То, о чем поведали посетители, шокировало слушателей. Пролистаем только некоторые страницы материалов прокурорской проверки.

- Ульяну обычно по праздникам отпускали домой из интерната, при ней всегда был сотовый телефон, - вспоминает Светлана Посохова, бабушка одной из воспитанниц "Солнышка". - В последний раз мы виделись в Каневской, где внучка проходила медкомиссию вместе с другими детьми. Сказала, что в четверг приедет погостить.

Однако ни в этот, ни в другие дни внучка так и не появилась. Телефон не отвечал, и женщина сама позвонила в детдом. На проходной сказали, что девочка находится в больнице. Объяснять больше ничего не стали. Но одна из сотрудниц интерната все же призналась, что накануне произошел конфликт и всем запретили говорить, где находится Ульяна. И по секрету сообщила: девочку отправили в наркологическое отделение ЦРБ вместе с подружкой. Бабушка сразу побежала туда.

- Я увидела свою внучку в одной наблюдательной палате со взрослыми мужчинами, по виду алкоголиками, - продолжает Посохова. - Она была заперта на замок. Медсестра разрешила поговорить с Ульяной три минуты, взяв слово, что никто не узнает.

По словам бабушки, в той самой клетке один из мужчин-алкоголиков метался в "белой горячке" и был привязан к койке, а другой свободно разгуливал по помещению. В палате стояло ведро, служившее для всех туалетом. Как потом рассказали дети, его выносили один раз в сутки.

В таких вот условиях сироты провели трое суток...

Судя по материалам дела, в медицинских карточках 15-летних пациенток психиатр-нарколог предусмотрительно поставила диагноз: "Вторая стадия алкоголизма, абстинентный синдром". Позже следствие установило: диагноз был липовым. Тем не менее девочки получали лечение, как говорится, по полной программе: капельницы, таблетки.

- Когда отказалась ставить капельницу, заведующая велела связать меня и насильно ввести лекарство, - рассказала сотрудникам прокуратуры Ульяна.

Над пропастью во лжи

В прокуратуре дети написали заявления. Сразу же были приглашены сотрудники Следственного комитета, представители краевого департамента семейной политики. Поначалу казалось невероятным, что с воспитанницами передового интерната могла произойти подобная история.

- Да они просто неблагополучная пьянь, такие же, как их родители, - примерно такие фразы несколько раз довелось услышать в Каневском районе корреспонденту "РГ".

На суде директор интерната "Солнышко" Валерий Ищенко заявил: "Врач Наталья Мишковец лично приняла решение о нестандартном методе перевоспитания, по своей инициативе поместив детей в наблюдательную палату наркологического отделения". А сама доктор, как следует из публикации в одной из газет, объявила себя "жертвой преследований силовиков и властей". По версии психиатра-нарколога, детей привезли в невменяемом состоянии, она же "спасала им жизнь, а подростки оказались неблагодарными".

После многочисленных комиссий, следственных мероприятий и процессуальных разбирательств в Каневском районном суде наконец вынесен вердикт: психиатр-нарколог Наталья Мишковец виновна. Уголовное дело было возбуждено по части первой статьи 286 УК РФ - превышение должностных полномочий. На суде врач, до этого утверждавшая, что всего лишь оказывала медицинскую помощь, полностью признала свою вину. Она так и не смогла объяснить суду, почему не отправила детей в специализированное отделение для лечения подростков, которое уже на протяжении многих лет существует в Краснодаре, а оставила их в унизительных условиях, с алкоголиками.

Однако в отношении директора "Солнышка" уголовное дело так и не было возбуждено.

- Проблема в том, что, вернувшись в родной интернат, девочки отказались от многих своих показаний против педагога, ограничившись претензиями исключительно в адрес врача, - объяснили в прокуратуре. И хотя, по мнению стороны обвинения, наказание доктору суд назначил довольно мягкое: штраф в десять тысяч рублей, - все же очень важен сам прецедент.

...Сегодня Ульяна живет у бабушки, а ее подруга, которой идти не к кому, осталась в "Солнышке". От предложения перевестись в другой интернат она отказалась. Говорит, что после обращения к прокурору ее здесь больше не обижают.

Комментарий

Наталья Гололобова, начальник отдела по надзору за соблюдением законов о несовершеннолетних прокуратуры Краснодарского края:

- Несмотря на то, что все детские дома находятся под особым контролем различных государственных структур, подобные случаи предаются огласке нечасто. Проблема - в закрытости школ-интернатов и детдомов, в особенности первых. Гораздо легче выявить жестокое обращение с детьми в приемных семьях. Они более открыты, дети посещают детские сады, школы, бывают на улице, за ними наблюдают соседи. К сожалению, преступлений против детей на Кубани совершается немало. По нашим данным, в 2009 году зарегистрировано около тысячи подобных случаев.

Надо сказать, с введением "детского" закона эта цифра значительно уменьшилась: в разы сократилось число убийств и исчезновений несовершеннолетних. Сегодня самая распространенная статья - 156-я, жестокое обращение с детьми, затем следует 157-я, невыплата алиментов. Необходимо обратить внимание на еще одну сторону проблемы: довольно быстрыми темпами растет число случаев растления малолетних. По сравнению с предыдущим годом подобная цифра выросла в два раза. И здесь очень тревожит то, что такие преступления в нашем обществе многие перестали считать правонарушениями. Вообще, преступления взрослых против детей - латентные, жертвы с заявлениями обращаются крайне редко. Случаи вопиющего насилия над несовершеннолетними, боясь огласки, которая может, по их мнению, скомпрометировать детей, часто скрывают родители. Молчат, ссылаясь на врачебную тайну, и доктора.

Но самое страшное, когда несовершеннолетние становятся жертвами тех, кто обязан их в первую очередь защищать, - педагогов и врачей. Дети крайне редко обращаются в органы опеки или прокуратуры с жалобами. То, что девочки из интерната "Солнышко" пришли с заявлениями, - скорее исключение. За год мы зафиксировали только шесть таких обращений. Не жалуются на жестокость взрослых даже чада самых пропащих родителей, потому что привыкают к унижениям. И здесь видится проблема нашей общей правовой культуры.
 

Семья и дети Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ