СостоявшаяСЯ на днях в Минске в НИИ овощеводства НАН Беларуси конференция "Инновационные пути развития овощеводства" продемонстрировала заинтересованность как научного сообщества, так и сельхозпредприятий России, Беларуси и Казахстана в расширении сотрудничества в этой отрасли пищевой промышленности.
В своем выступлении на форуме замдиректора по научной работе Всероссийского НИИ овощеводства РАСХН Сергей Сирота отметил, в частности, что "Беларусь в основном сама обеспечивает себя овощами. В России в этой сфере еще немало сложностей, и особенно остро стоит проблема снабжения тепличными овощами". По его словам, хотя природный газ в России - свой, затраты на отопление и содержание теплиц велики.
Заметим, что по урожайности овощей, уровню их сохранности после сбора урожая и по глубине переработки овощного сырья Беларусь с конца 1990-х занимает первое место в СНГ (см. таблицу). Потому что, во-первых, в Беларуси - наименее короткий цикл от разработки новых сортов овощных культур или технологий и переработки до их внедрения в производство. Во-вторых, в стране активно создаются мало- и среднемощные предприятия по переработке плодоовощей вблизи районов их производства. Это минимизирует транспортные, складские расходы, повышая уровень сохранности сырья и готовой продукции. В более же широком контексте ведет к индустриализации сельского хозяйства. А в-третьих, в Беларуси расширяется ассортимент производимой в стране сельхозтехники для плодоовощеводства. Эти и смежные факторы - первопричины растущего интереса российских ученых и хозяйственников к белорусской плодоовощеводческой отрасли.
Прежняя российско-белорусская программа "Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники" (завершенная в 2009 году ) позволила разработать более 40 видов импортозамещающего оборудования для производства, хранения и переработки плодоовощей. Внедрение этих технологий позволяет, к примеру, более чем на треть сократить плодоовощные порчу/потери на всех стадиях сбора, транспортировки, хранения и переработки этого сырья. Такая проблема наиболее актуальна для России, где объем потерь/порчи сельхозпродукции, по оценкам транспортных и региональных сельхозведомств РФ, по-прежнему превышает 15 процентов от собранного плодоовощного урожая.
По данным директора НИИ овощеводства НАН Беларуси Александра Аутко, "часть современной техники овощного профиля, разработанной в рамках прежней совместной программы, изготавливается в Беларуси, часть - в России, не дублируя друг друга. Причем всё в большем числе российских регионов успешно используют белорусские и российско-белорусские рассадопосадочные машины, сеялки точного сева, дождевальные установки". Как отмечалось на упомянутой конференции, в новой "овощной" программе, которая разрабатывается, следует уделить больше внимания селекции и семеноводству. От них все в большей мере зависят качество и ассортимент как овощного сырья, так и продуктов его комплексной переработки.
Тем временем развивается и белорусско-казахстанский селекционный обмен. Ученые Беларуси недавно передали Казахстанскому НИИ картофелеводства и овощеводства 6 сортов раннего белорусского картофеля для испытаний в 2010-2012 годах на предмет внедрения в Казахстане.