Почти одновременно новые альбомы вышли у двух супер-звезд мирового блюза - Джеффа Бека и Тома Петти. Американец Петти сразу же поехал на гастроли по родине, англичанин Бек отправился в мировое турне. В его рамках он впервые выступил в Москве и дал мастер-класс в столичном "Крокус Сити-холле".
На свете нет более молчаливой и таинственной рок-звезды, нежели Джефф Бек. Этот гитарист-экспериментатор соперничал и дружил с Джимми Пейджем и Эриком Клэптоном. В его группе охотно пел Род Стюарт. Три диска Джеффа Бека завоевывали самую престижную мировую премию Grammy. Но при этом у него, всю жизнь предпочитающего инструментальную музыку, до сих пор не было ни одного значительного хита, который тотчас бы хотелось напеть или просвистеть. Джефф Бек - музыкант для гурманов, восхищающихся техникой, а не мелодиями. Неповторимостью исполнительской манеры, а не откровенностью и душой. Последний альбом "Emotion & Commotion" к выходу которого и приурочен мировой тур, кажется, развернул эстета Бека лицом к народу: в его трек-листе оказался один из самых востребованных в мире каверов - суицидальный блюз Скримин Джея Хопкинса "I Put A Spell On You" и эпик "Hammerhead", рифф для которого по дружбе сочинил Дэвид Гилмор из Pink Floyd. И вообще много хороших и понятных массам мелодий, сыгранных с прежними, всегда присущими Беку холодным блеском и магической виртуозностью.
Перед концертом в фойе можно было наблюдать почти весь гитарный рок-бомонд России: Виктор Зинчук, Константин Никольский, Андрей Макаревич, Алекс Уайт Белов… "Почему мы все сюда пришли, а популярного американского гитариста Джо Бонамассе проигнорировали?! - переспросил обозревателя "РГ" Евгений Маргулис. - "Во-первых, тогда наша "Машина времени" была на гастролях. Но главное: Джо, конечно, очень хороший гитарист. Но Джефф Бек - еще и очень непредсказуемый!"
Джефф Бек вышел на сцену почти вовремя (роскошь для заезжих гастролеров) и, не поздоровавшись, сразу же принялся за свое главное дело - извлекать из гитары звуки, которые вызывают у публики немое восхищение: "и как же он это делает"?! Да и ходил он по сцене важный и чванливый как петух, мало обращая внимания на аудиторию. Помимо гитары, да эпизодически и собственных музыкантов, которые оттеняя своими проигрышами его затейливые соло-кульбиты (Бек дирижировал ими, тыча указательным пальцем) звездный гитарист мало кого замечал.
|
Видео: Сергей Куксин |
Зрители ждали от маэстро и вокальных треков "I Put A Spell On You", "There Is No Other Me" и "Elegy For Dunkirk" во многом обеспечивших успех диска у массовой аудитории. Но он предпочел сосредоточиться на инструментальном и технологичном блюзе. И, мало заботился о впечатлении, которое производит. Играл в первую очередь для самого себя. Как бы демонстрируя: а я могу и вот так, и еще - вот так. Но и "Nessun Dorma" Джакомо Пуччини (из оперы "Норма) и "Hammerhead" конечно исполнил. После чего, наконец, улыбнулся. Успокоено и довольно. Так во время вечерники один из гостей неожиданно вынимает припрятанный в бокале пластмассовый медиатор и начинает пинать им струны, звуча в итоге громче остальных и приковывая внимание окружающих.
За весь концерт Бек сказал всего шесть слов - представляя своего пианиста и бас-гитаристку. Остальное время упоенно играл, иногда вскидывая вверх руку и дожидаясь очередной похвалы зала. А потом, не дожидаясь окончания аплодисментов и не кланяясь, продолжать гнуть свою линию. То бишь гитарные струны. Джосс Стоун и другие певцы, записывавшие для диска вокальные партии, в тур с мэтром не поехали. И он нашел очаровательную басистку-мулатку, а попутно и певицу Смит. Девушка лихо, как разбушевавшаяся фурия, лупила по струнам оттянутым большим пальцем (этот прием назвается "слэп" и считается одним из сложных). Звуки при этом удавались столь резкие и упругие, будто бы "с оттяжкой" щипали слона. Да и пела мисс Смит яростно, щурясь на зал, как вышедшая на охоту тигрица. Жаль, что особо развернуться Бек ей так и не позволил, опять сосредоточившись на своих соло, технике и технологии. Фактически это был мастер-класс. Демонстрация преимуществ виртуоза. Яркая, но довольно холодная и схематичная, в первую очередь для самого себя, любимого. Да и продолжался концерт непредсказуемо мало - всего полтора часа.
В отличие от Бека американец Том Пети и его группа Heartbreakers выпустили диск эдакого позитивного, самоироничного и немного пижонского блюза. Звук в нем размашист, неугомонен и по-блюзовому задушевен. На "Mojo" Том Петти то забирается на территорию городского мачо-блюзмена Марка Нопфлера, то плетет причудливые гитарные кружева в традициях импульсивного блюз-рока ZZ Top. Освоил реггей. И поет - размашисто, неприкаянно, цепляя за эмоции и мечтания. Альбом в целом вышел очень напористый, душевный, искренний и лихой. В результате график Tom Petty and the Heartbreakers в США расписан аж до конца октября… Поэтому про Европу они и думать пока не хотят. Зря.