30.07.2010 00:50
Власть

Правительство готовит пять Федеральных законов, повышающих эффективность экомониторинга

Модернизация промышленности избавит природу от "грязных" технологий
Российская газета - Спецвыпуск: Экономика - Экология №168 (5247)
Читать на сайте RG.RU

С чего можно начинать любой текст по экологии? Конечно же, с "твердого" правила главного героя французского писателя-летчика: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету". Учителя тоже любят цитировать Маленького принца Экзюпери, вдохновляя школьников на субботники, воскресники, уроки чистоты. Словно пионерское детство родителей реинкарнировалось в нынешних "егэшников" - метут, скребут, моют, чистят... Школьный двор, поселковую аллею, городской сквер.

Дефицит пресной воды, изменение климата - это уже вопросы повестки дня повзрослевших "принцев" по всей планете. На встречах всех форматов главы стран непременно сознаются: "Рост влияния экологических факторов на мировую политику неизбежен". Практически все развитые страны сегодня живут по логике устойчивого развития, внимательно отслеживают, сколько воды, газа, нефти тратится на единицу ВВП, какой объем загрязнения приходится на единицу продукции.

- На решение проблем экологии завязаны такие значимые проблемы, как качество и продолжительность жизни, здоровье людей, - напомнил премьер Путин на одном из заседаний правительства, посвященном экологическим темам. - Жесткие экологические требования подталкивают бизнес к внедрению новых технологий, к снижению издержек, экономии ресурсов. Не будем забывать и о том, что соответствие экологическим стандартам сегодня является обязательным условием для выхода на рынки развитых стран - на самые выгодные и емкие рынки.

В последние три года вопросам экологии и реализации природоохранных программ в России - особое внимание. Акценты на этот блок проблем есть и в концепции долгосрочного развития РФ до 2020 года, и в "Основных направлениях деятельности Правительства до 2012 года". Есть и специальный указ президента "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности".

- В последние годы произошла относительная стабилизация уровня негативного воздействия на окружающую среду, - говорят в правительстве. - Но этого совершенно недостаточно. Значительные территории по-прежнему испытывают чрезмерную нагрузку на свою экосистему. Аргументов в пользу того, что нам необходима эффективная и результативная политика в сфере экологии и охраны природы, более чем достаточно. Такая политика должна стать неотъемлемой частью стратегии национального развития.

В начале лета "природные" вопросы остро обсуждались на Госсовете, по итогам которого у минприроды появился "список мероприятий", включивший в себя целый комплекс мер по разработке "эффективных правовых и экономических механизмов снижения негативного воздействия на окружающую среду". Поручения президента на Госсовете как раз об этом были. По словам главы минприроды Юрия Трутнева, действовать надо в трех направлениях - готовить проекты федеральных законов, нормативных правовых актов президента и правительства и новые предложения самого министерства. Проект закона о совершенствовании системы нормирования в области охраны окружающей среды - ему в реформе экологического законодательства отведена ключевая роль - уже подготовлен и обсуждается с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).

В процессе работы еще пять ФЗ, способных повысить эффективность государственного экологического мониторинга и контроля. Это законы о защите морской среды от нефтяного загрязнения, об оптимизации системы управления особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) и о введении мер экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами.

Среди других нормативно-правовых актов, которые предстоит разработать министерству, есть еще проект федеральной целевой программы "Охрана и использование биологических ресурсов бассейна реки Амур" и целый ряд документов по совершенствованию процедуры оценки воздействия на окружающую среду. В планах 2010 - 2011 гг. три ФЦП в сфере экологии: "Национальная программа мер по оздоровлению и реабилитации экосистемы Балтийского моря", "Экологическая безопасность Российской Федерации" и "Охрана озера Байкал...".

Не забыта и самая больная тема - ликвидация накопленного экологического ущерба. По словам Трутнева, предложения минприроды в этом направлении касаются создания федерального и региональных экологических фондов, введения общественного экологического контроля, ужесточения ответственности за образование несанкционированных свалок и передачи полномочий по ликвидации экологического ущерба регионам.

Все верно, современная цивилизованная работа по утилизации отходов - одна из важнейших задач сегодня для любой страны. По словам руководителя федеральной службы по надзору в сфере природопользования Владимира Кириллова, субъектам и муниципальным властям здесь не справиться - нужна государственная программа по утилизации накопленного ущерба.

- Допустим, шахты в Ростовской области уже прекратили свое существование, - рассказывает Кириллов. - Раньше была программа по утилизации. А сегодня терриконы этой угольной пыли разносятся в водные объекты, и так далее. И шахты сами заполняются водой, а потом ржавая вода оттуда вытекает. Это важная и очень сложная проблема. Конечно, служба постоянно мониторит эту ситуацию. Там, где происходят такие нарушения, отзывается лицензия у предприятий, которые занимаются переработкой твердых бытовых отходов. В этом году Росприроднадзор отозвал порядка 200 лицензий. Особое внимание полигону "Красный Бор" в Ленинградской области, - там очень опасные промышленные отходы.

- Надо признать, что по таким критериям, как образование отходов, выбросы в атмосферу и сбросы в водные объекты, российские предприятия подчас уступают своим зарубежным аналогам, - констатировал недавно премьер Путин. - Но должен сказать, что есть положительные примеры, и очень неплохие. Например, как идет обустройство портовых сооружений на Балтике, в Финском заливе, как добываются, какими технологиями пользуются наши компании при добыче нефти в отдельных регионах, например, на Каспии, - это не имеет сегодня аналогов в мире. И это хороший показатель.

Приведенные Путиным примеры, к сожалению, еще исключения из правил. Нет пока в стране действенных стимулов, которые побуждали бы предприятия внедрять экологически безопасные технологии и сокращать выбросы загрязняющих веществ. Поэтому в минприроде и предлагают в качестве основных направлений реформирования возродить институт государственной экологической экспертизы, перейти на новую систему нормирования, повысить плату за негативное воздействие на окружающую среду, внедрить меры экономического стимулирования модернизации производства, повысить эффективность экологического контроля и мониторинга и снизить административные барьеры.

И напоследок о погоде. Точнее о последствиях жары, которая принесла засуху. Было бы несправедливым полагать, что она - единственная проблема для российских сельхозугодий.

- В России до 40 млн га пахотных земель заброшено, 16 млн га сельхозземель заросли кустарником и деревьями, 58 млн га подвержено эрозии. А пользователи в большинстве своем хотят "выжимать" максимум прибыли из сельхозпочв, не думая о последствиях, - делает категоричные выводы заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии академик РАСХН Владимир Кашин.

Специалисты говорят, что России необходим закон "Об охране почв", поскольку существующие законодательно-нормативные акты, касающиеся этой проблемы, не учитывают специфики почв как объекта экономики и природной среды. А самое главное - необходимо почвозащитное землепользование, которое даст экономическую поддержку землепользователю и сделает его ответственным за состояние почв.

Госуправление