30.07.2010 00:40
Власть

Владимир Шаманов: Лишь в ВДВ есть чувство братства

Командующий ВДВ Владимир Шаманов - о сегодняшнем дне "голубых беретов"
Текст:  Сергей Птичкин
Российская газета - Федеральный выпуск: №168 (5247)
Читать на сайте RG.RU

Во всех армиях мира элитой считаются парашютно-десантные подразделения. И это сомнению не подвергается.

В России именно ВДВ стали во многом образцом при проведении масштабной реформы Вооруженных сил. Прежде всего по мобильности, уровню боевой подготовки и боевому же духу.

Командующий ВДВ, Герой России генерал-лейтенант Владимир Шаманов побывал в редакции "Российской газеты" и рассказал о сегодняшнем дне своих войск, перспективе их развития и о боевом братстве "голубых беретов".

Российская газета: Какое место отведено ВДВ при реформе Вооруженных сил России?

Владимир Шаманов: В принципе мы вписываемся в обновляемый облик нашей армии. Дальше будут идти совершенствование и оптимизация.

Недавно объявлено о формировании четырех объединенных оперативно-стратегических командований. Фактически в стране сформируются четыре новых военных округа. В них Воздушно-десантные войска сохранят свою самостоятельность, являясь резервом Верховного главнокомандующего и одновременно средством для усиления воинских группировок на избранных политическим и военным руководством направлениях. В окружном подчинении будут десантно-штурмовые бригады. А дивизии ВДВ останутся в главном резерве.

РГ: А где будут крылья десанта?

Шаманов: С Генеральным штабом оговорена идеология оперативного подчинения командованию ВДВ отдельных бригад армейской авиации. В них должны войти десантно-транспортные самолеты, многоцелевые и боевые вертолеты. Сейчас есть определенные сложности во взаимодействии летчиков и десантников.

На мой взгляд, логично вернуть армейскую авиацию в подчинение командованию сухопутных войск. Такое подчинение естественно для всех ведущих армий мира - от американской до китайской. Поэтому, дождавшись всего этого, мы можем уже говорить о завершении идеологии применения компоненты так называемого охвата противника по воздуху.

Без прыжков с парашютом десантником не станешь

РГ: Не секрет, что масштабных десантных операций с использованием парашютов ВДВ не проводили ни разу. И тем не менее парашютной подготовке в ваших войсках уделяется очень большое внимание. А может, время боевых парашютистов ушло в прошлое?

Шаманов: Казалось бы, что такое совершение парашютного прыжка? Шагнул за борт вертолета или самолета, и все. А ведь это не так. В момент уже первого прыжка десантник морально перешагивает некую черту, после которой он для себя осознает, что становится бойцом, для которого невыполнимых задач просто не существует. Даже я, прыгая с парашютом в который уже раз, испытываю эмоциональное переживание, которое трудно передать словами. Именно в небе под куполом парашюта появляется ощущение братства десантников, в котором нет различия между рядовым солдатом и генералом. Субординация воинская, конечно, остается. Но лишь в ВДВ есть то чувство братства, которое и отличает тех, кто носил, носит или будет носить голубые береты.

Если говорить о способах десантирования, то выбор должен соответствовать конкретной боевой обстановке. Мы можем одинаково успешно высаживаться с приземлившихся на аэродромах самолетов, с вертолетов, выдвигаться в необходимую точку на БМД или бэтээрах, можем совершать пешие марш-броски. Парашютный способ десантирования - не самоцель, но без прыжков с парашютом настоящим десантником никогда не станешь.

РГ: В свое время много надежд возлагалось на контрактников. Теперь приходится слышать, что не все получилось, как хотелось. Число контрактных должностей в войсках будет даже сокращаться. Какова ситуация с контрактниками в ваших войсках?

Шаманов: Действительно, в этом направлении изначально возник ряд неясностей. Со временем они только усугубились. Вот один лишь пример. Курсанты Центра подготовки сержантов Рязанского десантного училища при поступлении заключили контракт, в котором минобороны обязалось по окончании учебного заведения выплачивать им денежное довольствие в размере от тридцати тысяч рублей и выше. Все прекрасно. Но сегодня у нас в войсках офицеры в звании подполковника, будь они даже Герои России, получают зарплату 20 тысяч рублей, а многие в пределах 12-15 тысяч. Это, конечно, несправедливо. Помимо денежных вопросов есть и другие, которые тоже надо решать. Сегодня контрактниками части ВДВ укомплектованы на пятьдесят процентов.

В 2011 году мы получим первый выпуск сержантов-профессионалов, которые сейчас готовятся по трехлетней программе в Рязани. Удельный вес сержантов с такой, я скажу, очень качественной подготовкой будет увеличиваться. Думаю, уже к 2015 году десантные войска будут отвечать самым современным требованиям по своей сбалансированности, предъявляемым к армиям смешанного принципа комплектования.

РГ: А успеваете ли вы подготовить настоящих десантников за год срочной солдатской службы?

Шаманов: Стараемся. Боевая подготовка у нас на высоком уровне. Служба солдатская сейчас упрощается. Вводятся послеобеденный сон, обязательные выходные и отпуска. Однако я скажу: если не хочешь, чтобы тебя подстрелили в первом же бою - не спи, а учи матчасть и потей до седьмого пота на занятиях. В прошедший призыв мы набрали девять с половиной тысяч молодых ребят. Среди них, стоит отметить, немало парней с высшим и средним специальным образованием. Прошло всего два месяца очень интенсивной подготовки. Вы знаете, никто не сбежал, не расплакался от немалых нагрузок. Все молодые бойцы совершили свои первые прыжки, приняли присягу, выглядят бодро и решают стоящие перед ними задачи, на мой взгляд, вполне успешно.

РГ: Российские десантники перебрасывались в Киргизию во время массовых беспорядков в республике. Какие задачи выполняют сегодня там наши "голубые береты"?

Шаманов: Да, наши десантники в Киргизии служат на базе Кант. Все это оговорено межправительственными соглашениями. Буквально пару дней назад две роты первого батальона 104-го парашютно-десантного полка из Пскова убыли в Киргизию, где провели ротацию находившихся там подразделений десантно-штурмовой бригады из Ульяновска и взяли под охрану определенные объекты. Охрана и защита их силами частей ВДВ России опять же оговорена межправительственными соглашениями.

Крылатая пехота - дружба без границ

РГ: Как относятся к российским десантникам в Киргизии?

Шаманов: Положительно. Никаких поводов для отрицательного к нам отношения мы не давали и, надеюсь, не дадим. В Киргизии немало вполне взрослых мужчин, которые служили еще в ВДВ Советской армии. Я уверен - они всегда будут неким стабилизирующим фактором в любой критической ситуации. Ведь настоящий десантник - это не тот, кто спьяну бросается в ближайший фонтан или прилюдно разбивает пивные бутылки о свою голову. Суть настоящего десантного братства в другом, и оно сохраняется на территории всего бывшего Союза.

Более того, отделение "Союза десантников" существует даже в Австралии. Оказывается, там не так уж и мало наших "голубых беретов". Создан Международный союз десантников, наше братство становится поистине глобальным. Я с удивлением узнал, что и парашютисты стран, бывших когда-то боевыми противниками СССР, к нашим десантникам относятся с уважением.

Мне один из наших бывших офицеров рассказал такую историю. Он вынужден был уволиться из ВДВ в звании старшего лейтенанта в лихие, как сейчас говорят, 1990-е годы. Мать у него немка, и она очень хотела вернуться на историческую родину. Они выехали в Германию. И очень быстро выяснилось, что бывшему российскому офицеру получить вид на жительство практически невозможно. На его удачу в миграционной службе оказался бывший десантник бундесвера. Когда он узнал, что в безвыходной ситуации оказался брат-десантник, то сделал все возможное, а может быть, и невозможное, чтобы мать и сын получили официальное разрешение на постоянное проживание в Германии. Вот что такое десант без границ.

РГ: А с чего начинались десантные войска?

Шаманов: Инициатором внедрения парашютов в армию был Леонид Григорьевич Минов. Как известно, ранцевый парашют изобрел наш соотечественник поручик царской армии Глеб Котельников еще в 1912 году. Долгое время парашют рассматривался лишь как средство спасения первых авиаторов. Затем он стал активно использоваться в спортивных целях, особенно в США. И когда в 1929 году в составе торговой делегации Минов был в США, он увлекся спортивным парашютизмом. Даже участвовал в соревнованиях на точность приземления и занял третье место. Своей увлеченностью небом, жизненной энергией и высоким интеллектом он очаровал Генри Форда, который подарил ему несколько комплектов парашютов "Ирвин". На этих американских парашютах и были совершены первые десантные, повторяю, именно десантные, а не спортивные или спасательные прыжки 2 августа 1930 года.

Заслуга Минова в том, что он первым в мире предложил использовать ранцевые парашюты не только как средство спасения летчиков, а как средство десантирования вооруженной пехоты в тыл противника. И первые воздушно-десантные войска в мире появились в нашей стране. Мы имеем полное право гордиться этим так же, как гордимся первым полетом в космос Юрия Гагарина.

Чем особенно гордимся

РГ: Чем в своей истории "голубые береты" больше всего гордятся?

Шаманов: Наши десантники первыми прыгали в полном боевом снаряжении на Северный полюс еще в конце 1940-х годов. Наши десантники доказали, что могут прыгать внутри боевых машин. И никто в мире кроме них таких сложных прыжков в боевых машинах не совершал. В испытаниях этого способа десантирования участие принимал сын командующего ВДВ, генерала армии Василия Филипповича Маргелова - Александр. И это лишь подтверждает хорошо известную нам истину - в десанте по блату не служат. У нас по-настоящему пашут все. Без хвастовства скажу: я сам прыгаю с парашютом и выполняю все полагающиеся спортивные нормативы. Крайний прыжок на парашюте "Арбалет" совершил 24 июля.

Справка "РГ"

Воздушно-десантные войска отмечают круглую дату - 80-летие. 2 августа 1930 года под Воронежем состоялось первое десантирование воинского подразделения. Так родилась "крылатая пехота". "Российская газета" поздравляет командующего ВДВ, Героя России генерал-лейтенанта Владимира Шаманова и всех "голубых беретов" с 80-летием их войск.

Армия