Что станет стимулом для внедрения экологически чистых, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий? Для чего регионам нужен независимый эколого-эко номический рейтинг? На эти и другие вопросы "РГ" ответил председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгений Туголуков.
- Какие меры вам видятся приоритетными в свете исполнения поручений президента РФ по итогам недавнего заседания президиума Госсовета по реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды?
- Поручений достаточно много, и сроки установлены жесткие. Многие вопросы, обозначенные там, назрели давно. Часть из них уже активно обсуждалась в рамках работы Высшего экологического совета при нашем комитете. Проблемы особо охраняемых природных территорий, защиты морей от техногенного загрязнения, обращения с твердыми бытовыми отходами активно прорабатывались нами в широком общественном формате. Поэтому по достаточно большому кругу вопросов, отраженных в поручениях президента у нас уже есть конкретные предложения и наработки.
Безусловно, поручения носят весьма конкретный характер, но не стоит забывать о главной идее, которая прозвучала на президиуме Госсовета. Сегодня речь идет не просто о необходимости корректировки законодательства, а об изменении принципиальных подходов. О переходе от безусловного приоритета чисто экономических факторов к концепции устойчивого развития, основанного на разумном балансе в использовании технологического, человеческого и природного ресурсов. Сегодня мы говорим о новой парадигме развития, не просто о модернизации нашей экономики и социальной сферы, а именно о модернизации на новых принципах баланса интересов.
В этих условиях, если мы хотим добиться конкретных результатов, стране в первую очередь необходимы те меры, которые позволят выработать рыночную систему стимулирования организаций на внедрение экологически чистых, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, создать внятный и разумный механизм возмещения ущерба, наносимого окружающей среде. Новые изменения в законодательстве прежде всего должны поощрять и стимулировать внедрение "чистых технологий", а не только привлекать к ответственности, уже после того, как ущерб окружающей среде нанесен.
Второй, принципиальный, на мой взгляд, момент - переход от существующей к комплексной системе регулирования в области охраны окружающей среды. У нас в этой сфере приняты и действуют пять федеральных законов, около пятнадцати указов президента и ста сорока актов правительства, а также еще множество других актов федеральных и региональных органов власти. Но при этом, зачастую эти нормативные акты дублируют друг друга, одни нормы противоречат другим или содержат откровенные пробелы в регулировании. В то же время актуальные задачи разработки и внедрения мер по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики являются системными и требуют системных подходов. Это задача важна в рамках гармонизации российского законодательства с системой международных отношений в этой сфере.
- Чем обусловлена необходимость перехода от существующей системы "пообъектного" подхода к комплексной системе регулирования в области охраны окружающей среды? Пришло ли время для введения экологического кодекса?
- Основы действующего экологического законодательства закладывались в 1990-е годы. Для сложившейся в те годы правовой системы характерны две черты - исключительно "фискальная" направленность и упомянутый вами "пообъектный" подход к правовому регулированию. Безусловно, такая ситуация требует решительного реформирования. Природоохранное законодательство должно стимулировать, а не тормозить устойчивое развитие страны.
Метод оперативного латания дыр по определению не сможет быть панацеей от всех бед. Единая система обеспечения экологической безопасности позволит нам с максимальной эффективностью интегрировать нашу экономику в международную систему, использовать те существующие "правила игры", которые являются залогом нашей конкурентоспособности в мире. В качестве возможных вариантов решения обозначенной проблемы есть два варианта действий: приведение действующих законодательных актов в полное соответствие с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" или разработка нового единого акта по охране окружающей среды в виде экологического кодекса. Первый вариант - более оперативен. Второй вариант, безусловно, потребует больше времени, но, возможно, он более системен. Подобный документ сейчас используется в качестве базового во многих странах мира. Естественно, сейчас разрабатываются и "точечные законы", необходимость которых назрела уже давно. Главное, на мой взгляд, при разработке новых законодательных актов уже сейчас ориентироваться на то, что они должны стать элементами единой системы, а не скоропалительными решениями, принятыми в "пожарном" порядке.
- Расскажите, пожалуйста, о законодательных планах работы вашего комитета.
- Работы на осеннюю сессию много. Достаточно вспомнить о тех поручениях президента, с которых мы начали разговор. Но здесь у нас уже есть хороший задел. Осенью нам предстоит продолжить работу над проектами федеральных законов, которые уже прошли первое чтение. Это проекты законов "Об обращении с радиоактивными отходами" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Уже подготовлены и вынесены на рассмотрение проекты федеральных законов "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации", "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях". Сейчас мы начали активную работу над проектом федерального закона о защите морей от техногенного загрязнения.
Одним из базовых, по моему мнению, должен стать проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения экологической эффективности экономики Российской Федерации". Сегодня уже принят Федеральной закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности". Но это только первый шаг, только одна сторона медали. Следующим шагом должно стать законодательное обеспечение эффективности экологической - на основе аналогичной модели с ориентацией на лучшие доступные технологии. Использование этой конструкции будет способствовать более быстрому и осмысленному продвижению новых экологических требований. Предлагаемый нами проект нового федерального закона может объединить в себе меры по обеспечению закупки экоэффективных "зеленых" товаров для нужд государства, экомаркировки товаров, экотребования к зданиям и сооружениям, а также экоаудит и программы повышения экоэффективности регионов, ну и создание государственной информационной системы в области экологии и меры налоговой и бюджетной поддержки.
- Как, на ваш взгляд, сделать так, чтобы инвестиционная привлекательность регионов напрямую зависела от результатов независимого эколого-экономического рейтинга?
- Любая система нуждается в инструментах для анализа ситуации и оценки результатов. Но эти инструменты должны быть полноценными и отражать реалии сегодняшнего дня. Существующая практика ориентации при принятии управленческих решений только на макроэкономические показатели, оценивающие развитие и рост экономической компоненты без оглядки на состояние человеческого и природного капиталов, явно недостаточна для оценки устойчивости развития. Сегодня в стране нет системного рейтинга, который оценивал бы устойчивость развития регионов и страны в целом, не говоря уж об оценке устойчивости развития отдельных отраслей или даже предприятий. Кроме того, сегодня мировое сообщество не спешит оценивать возможный вклад России в улучшение экологической компоненты мирового развития. Различные зарубежные государственные и негосударственные структуры активно пытаются сравнивать экологическое состояние России с другими странами, далеко не всегда апеллируя объективными оценками. Этот фактор становится значимым не только с политической точки зрения, но и с точки зрения привлечения инвестиций, поскольку экологические показатели занимают все более значимое место при оценке инвестиционной привлекательности объектов как у международных финансовых институтов, так и у глобальных корпораций.
Суть идей о создании нового независимого эколого-экономического рейтинга состоит в том, чтобы на основе официальной, открытой и доступной информации провести оценку уровня и динамики экологического развития региона в комплексе с оценкой развития экономики и социальной сферы. Итогом оценки должны стать количественные данные о состоянии природного, человеческого и технического капитала региона и определение места региона по уровню его развития в общем рейтинге регионов. Подобная оценка значима тем, что позволит оценить не только уровень экономического развития региона, но и сформировать понимание того, какие последствия такое развитие оказало на окружающую среду и качество жизни населения. Как следствие, можно будет сделать вывод о том, развивается регион устойчиво и сбалансированно по всем трем направлениям или требуется обратить большее внимание на развитие отдельного направления. Данные нового рейтинга станут значимым инструментом для обоснования принимаемых управленческих решений, в том числе для принятия решений о зонах инвестирования, для информирования граждан о фактическом состоянии среды обитания и потенциала развития того или иного региона.