На прошлой неделе пресс-служба Торгово-промышленной палаты РФ и несколько региональных таможенных управлений РФ сообщили, что, хотя таможенный контроль между РФ и Казахстаном упразднен со второй декады июля (ввиду введения в действие Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана), некоторые российские компании сокращают экспорт в Казахстан давальческой (толлинговой) продукции, на которую казахстанская сторона требует предоставления экспортных деклараций, а Минпромторг России сообщает о проблемах со свободным обращением ряда товаров в рамках ТС. Все эти вопросы обусловлены запаздыванием в унификации и таможенных правил, и пошлин в "таможенной тройке".
По словам директора крупного таможенного холдинга России, участника ТПП РФ Татьяны Кругловой, во-первых, Казахстан сохраняет в торговле с Россией таможенный контроль по ряду товаров. А во-вторых, "раньше изначально казахский товар - скажем, руда - поступал в РФ, где перерабатывался. То есть новый произведенный товар отправлялся из РФ в дальнее зарубежье. Это был не 100-процентный российский экспорт: пошлина взималась только с добавленной стоимости, полученной при переработке. А теперь, когда действует Таможенный кодекс ТС, и казахстанская руда, и российский конечный продукт происходят с единой таможенной территории. То есть за товар, переработанный в России и идущий далее за границу ТС, российской фирме надо платить экспортную пошлину как с нового товара".
Как полагает Т. Круглова, в условиях несостыковки многих положений таможенного законодательства в РФ с Таможенным кодексом ТС бизнес работает на свой страх и риск - на грани больших убытков. Хотя Таможенный кодекс ТС и вступил в действие, российский федеральный закон о таможенной службе в рамках ТС пока не принят. В этой связи Т.Круглова резюмирует: "Сложилась парадоксальная ситуация: Таможенный кодекс имеет много ссылок на закон, которого еще нет. В итоге у нас действуют два Таможенных кодекса: тот, который есть в рамках ТС, и прежний российский".
Такие диспропорции существенно усложняют торговые связи и бизнес-проекты в рамках Таможенного союза. Как сообщили "РБГ" в ТПП РФ в июне-июле разъяснены различия в таможенном и общеэкономическом законодательствах РФ и других стран Таможенного союза. А именно: Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрен ряд положений, не имеющих правовой аналогии в таможенном законодательстве стран - членов Таможенного союза. Так, кодексом предусмотрено взаимное признание мер обеспечения уплаты таможенных платежей на всей территории ТС. Вводится институт уполномоченного экономического оператора - лица, которое наделено правом пользоваться специальными упрощениями при осуществлении таможенных процедур. А в 152 статьи Таможенного кодекса ТС вносится 208 поправок. Количество документов при экспорте товаров, не облагаемых экспортными пошлинами, сокращено с 14 до 7. Но в ныне действующем Таможенном кодексе РФ
перечень документов и сведений для таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории России в рамках Таможенного союза, четко не определен. И на практике, согласно Минэкономразвития России, число таких документов может доходить до 30.
Казахстанская сторона предпочитает официально не комментировать проблемы: "РБГ" не получила мнения по этим вопросам от Национальной экономической палаты Казахстана - "Союз Атамекен".
Сохраняются проблемы и в свободном обращении товаров в ТС. Как сообщили "РБГ" в Минпромторге России, к концу июля Россия подготовила проекты защитных мер в металлургической отрасли и направила их партнерам по Таможенному союзу. Беларусь и Казахстан заинтересованы в большем присутствии их металлопродукции на российском рынке, чему могут способствовать сравнительно низкие цены на их продукцию. Поэтому министр промышленности и торговли России Виктор Христенко отмечает, что "переговоры по защитным мерам в металлургии с Белоруссией и Казахстаном не всегда проходят просто в связи с доминирующим характером российской черной металлургии".
Возникают проблемы и с экспортом ряда товаров за пределы ТС. Так, по данным Калининградской ТПП, создание Таможенного союза предполагает пошлины на экспорт рапса и продуктов его переработки. Но для этой области те пошлины обернутся потерями почти в 2,5 миллиона евро (в текущих ценах). Поскольку рапс - наиболее распространенная сельхозкультура в эксклаве. В 2010-м на экспорт вне ТС областным правительством намечалось направить до 80% местного рапса. Поэтому правительство области в конце июля направило обращение первому вице-премьеру России Игорю Шувалову. Как полагает Андрей Романов, министр сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области, "мы рассчитываем, что сможем за 3 - 4 недели эту проблему урегулировать. Первые экспортные поставки нашего рапса должны начаться к середине августа".
Доля отдельных стран-членов ТС в общей стоимости внешней торговли государств Таможенного союза