05.08.2010 01:00
Власть

Дмитрий Медведев поручил министрам обеспечить противопожарную безопасность стратегических объектов

Пламя уничтожило штаб авиабазы ВМФ в Подмосковье. Высшее военное начальство лишилось должностей
Текст:  Кира Латухина Сергей Птичкин
Российская газета - Столичный выпуск: №172 (5251)
Читать на сайте RG.RU

Вчера глава государства прервал рабочий отпуск и вернулся из Сочи в Москву. В Кремле он провел расширенное совещание членов Совета безопасности по вопросам обеспечения противопожарной безопасности стратегических объектов.

Хотя Россия не первое государство, столкнувшееся с лесными пожарами, такая продолжительная высокая температура в центральной части страны отмечается впервые за сто лет наблюдений. Президент напомнил, что для помощи пострадавшим было выделено 6,5 миллиарда рублей. "Нужно будет еще - значит еще выделим", - твердо сказал он.

По словам Медведева, стратегические объекты - повод для особых опасений. Он пообещал предоставить слово всем, кто отвечает за их эксплуатацию. И сделал это в открытом режиме - журналисты услышали все, что хотели и могли сказать президенту чиновники.

Глава МЧС Сергей Шойгу доложил о том, сколько задействовано людей на спасение страны от пожаров, перечислив вклад каждого ведомства. На помощь пришли Украина, Азербайджан, Италия. "Удалось несколько переломить ситуацию", - подытожил он.

Но стратегические объекты все же в опасности из-за того, что многие из них окружены лесами. На территориях со сложной пожарной обстановкой находятся 138 режимных объектов и семь закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

В Сарове обстановка наиболее серьезная - пожары бушуют в 4 км от ближайшего стратегического объекта. С огнем сражаются военные, милиция и даже часть заключенных, добавил глава "Росатома" Сергей Кириенко. Со вчерашнего дня работает тяжелая техника.

Еще утром в понедельник очаг был выведен за территорию ЗАТО, но во второй половине дня шквальный ветер занес пожар обратно. Сейчас огонь остановлен. Кириенко показал подробные фотографии с места событий. "Но места болотистые, тяжелый лес, техника не проходит, поэтому пожар фактически вытаптывается", - пояснил он. И обещал локализацию огня в отсутствие сухой грозы. Но если начнется ураган, то наготове два дополнительных рубежа защиты, кроме того, все опасные вещества вывезены. "Поэтому угрозы ядерной и радиоактивной безопасности не будет даже в самом плохом случае", - уверенно сказал Кириенко.

Сложная обстановка и на КБ машиностроения в Коломне, продолжил Шойгу, там наблюдается открытое горение леса. Не очень хорошо обстоят дела в Воскресенске. Зато "все остальные объекты надежно защищены и прикрыты силами пожарной службы", - рапортовал министр.

Он обратился к Медведеву с просьбой расширить перечень стратегических объектов. Правительство еще давно его подготовило, включив в него 2400 объектов, но в силу вступил урезанный список - из 444, одобренных минфином.

- Не очень понимаю, что значит - подтверждено министерством финансов? - переспросил Медведев. - Министерство финансов у нас, что, за безопасность отвечает?

И поручил за два дня определиться, какие объекты отнести к категории повышенного риска: "А то министерство финансов замается потом финансировать, если что произойдет на этих объектах".

Вице-премьер Игорь Сечин рассказал о состоянии ТЭК. "Пожары не повлияли на деятельность организаций нефтегазового комплекса", - заверил он. Единственное, руководство 89 мини-НПЗ на период опасной ситуации будет предупреждено о необходимости прекратить производственную деятельность.

Директор Федеральной службы исполнения наказаний Александр Реймер дополнил картину докладом об обстановке в колониях. Наибольшие трудности в Мордовии и Марий Эл. К одной из колоний огонь подошел на 200 метров. Президент обратил внимание, что жизнь заключенных должна быть под защитой, но и порядок на территории сохранять надо.

Да и вообще в стране нельзя допускать анархии. "Нужно проявить такт, мудрость, способность успокоить людей, - обратился он уже к министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву. - Это ответственность МВД". "Сделаем все", - пообещал министр.

Пожар на авиабазе флота в Коломенском районе Московской области и вовсе послужил поводом для увольнения целого ряда высокопоставленных сотрудников ВМФ. Медведев рекомендовал министру обороны провести совещание с подчиненными и пояснить им: "Если еще что загорится, ответят все".

"У нас есть исключительно опасные объекты, в частности в Московской области, - это склады, базы хранения боеприпасов", - сказал президент. Он напомнил о трагедии в Ульяновске: "Уже была разборка, были приняты меры, но, как показывает текущая ситуация, недостаточные". "В ряде случаев министерство не может защитить само себя", - негодовал глава государства.

Пожар на флотской базе он охарактеризовал как результат невыполнения должностных обязанностей и преступную халатность. "Руководство базы вообще неизвестно где находилось", - президент был явно раздосадован. Он перечислил высокопоставленных представителей ВМФ России, которых лично уволил в связи со случившимся: начальника морской авиации ВМФ Николая Куклева, замначальника авиации ВМФ полковника Сергея Рассказова, начальника тыла ВМФ Сергея Сергеева. Кроме того, глава государства вынес предупреждение о неполном служебном несоответствии главкому ВМФ адмиралу Владимиру Высоцкому и начальнику главного штаба ВМФ - первому заместителю главкома Александру Татаринову. Естественно, потерял свое место и руководитель базы 2512. "Если что-то подобное будет в других местах и у других ведомств, поступлю так же, и без сожалений", - отрезал Медведев и поручил минобороны произвести соответствующие увольнения.

Что же случилось на военно-морском объекте в Подмосковье и что это за объект?

Центральная авиационно-техническая база ВВС и ПВО ВМФ России была построена на окраине небольшого городка Щурово, находящегося в Коломенском районе Подмосковья, шестьдесят два года назад. Основная задача ее приемка, хранение и обработка авиационного, гидрографического, штурманского и другого имущества. Поступает оно как с промышленных предприятий, так и с воинских частей. Занимаются здесь также подготовкой к утилизации отслужившей свой век аппаратуры. База обслуживает все четыре флота России, Каспийскую флотилию, Санкт-Петербургскую военно-морскую базу, флотские части ВВС и ПВО. В общей сложности хранится на ней около 70 тысяч тонн различного военно-технического оборудования. Точнее сказать - хранилось.

Неделю назад, 29 июля, на территорию базы перекинулось верховое пламя с горевших вокруг нее лесов. Сначала начали тлеть крыши складских помещений, затем полыхнули автомашины, стоявшие на открытых стоянках, и базу охватил пожар. Немногочисленный личный состав военнослужащих и гражданские работники пытались подручными средствами остановить распространение огня, но силы стихии оказались сильнее.

Как нам стало известно, пожарные расчеты местного городка и даже Коломны физически не могли оказать помощь военному объекту. Дело в том, что огонь, пришедший из леса, грозил спалить все Щурово, застроенное преимущественно старыми деревянными домами. И гражданские службы пожаротушения делали все возможное, чтобы этого не случилось. Город они отстояли. А вот база пострадала очень сильно. Лишь к вечеру прилетели два вертолета МЧС, которые помогли сбить огонь со складских помещений и не позволили распространиться ему дальше. Окончательно пожар был ликвидирован на следующий день.

Военное ведомство первоначально пыталось скрыть ЧП. Но вечером 3 августа официальные представители СКП заявили, что пожар действительно был. И хотя, конечно же, никакие сотни летательных аппаратов не сгорели, так как их там не могло быть физически, ущерб оказался значительным.

По данным опять же СКП, сгорели штаб, клуб, финансовая часть, два бокса автомобильного парка, 13 хранилищ с военным имуществом различного назначения, а также 17 открытых площадок для хранения техники вместе с находившимися на них автомобилями. Сам пожар был потушен лишь к вечеру 30 июля. Сейчас специалисты пытаются оценить стоимость сгоревшего имущества и точно выяснить, какое именно оборудование безвозвратно погибло в огне. Сделать это проблематично, так как уничтоженной оказалась и значительная часть документации.

Остается неясным, сгорело ли вместе со штабом знамя части. Если это случилось, то по существующим правилам часть необходимо расформировать, а ее командование отдать под суд.

Выполняя распоряжение президента, министр обороны вчера уволил главного инженера базы подполковника В. Марченко, заместителя начальника базы по хранению майора Р. Гидаятова, командира роты обеспечения и охраны майора А. Ермолова, начальника отдела материально-технического обеспечения В. Карандака и начальника седьмого отдела хранения В. Мельсисиденко.

Госуправление Президент