Виртуальные операторы связи начали активно появляться в России и завлекать клиентов тарифами экономкласса.
Через год после подписания минкомсвязью приказа, который легализовал на нашем рынке сотовой связи компании, не имеющие собственного оборудования, но предоставляющие услуги, уже появилось 10 таких компаний. Они сами формируют тарифную политику и не считают себя посредниками на рынке. Большинство из них нацелено на узкую аудиторию.
Но на рынке мобильной связи уже "перегрев". Проникновение составляет 135 процентов, то есть у одного клиента есть по несколько sim-карт. И традиционные операторы ищут новые пути привлечения клиентов. Появление на рынке так называемых виртуальных операторов им только на руку. Они просто продают им оптом свои услуги и не заморачиваются с розничной продажей. Сотовый оператор, предоставляющий свое оборудование и оптовые тарифы, получит новый канал доступа к клиентам, не платя дилерскую комиссию и не тратя деньги на маркетинг.
Вчера один из крупных операторов связи подтвердил свою готовность стать техническим партнером торговой сети в Московском регионе. Ретейлер получил лицензию виртуального оператора и намерен продвигать "свой товар" - недорогие услуги связи. Хотя тарифы нового виртуального оператора вряд ли опустятся ниже предложений "экономкласса" компании технической поддержки. Однако ретейлер намерен играть на бонусной системе для потребителей. Покупая по этой системе товар, потребитель может пополнить свой мобильный счет или, наоборот, говоря по телефону, получить возможность приобрести товары со скидкой. Причем и минута разговора, и стоимость sms выглядит привлекательной для клиента. Продавцы за счет такой системы "поощрения" активности потребителей намерены поднять спрос в своих магазинах и повысить обороты. Причем реклама самого тарифа будет популяризировать и саму сеть магазинов.
Отвечая на вопрос "РГ", представитель одного из сотовых операторов "большой тройки" заверил, что на качество связи новая система не повлияет. Но пока она станет действовать только для тарифов на местные звонки, а стоимость звонка с номера виртуального оператора в другом регионе и за рубежом не будет отличаться от тарифов технического оператора и останется высокой. Здесь лучше действовать по-старому - покупать карточку местного оператора связи.
Вполне возможно, что виртуальные операторы освоят и эту нишу мобильной связи, а также начнут предоставлять по низким тарифам услуги передачи данных. В этом году крупные российские компании объявили о своих планах по созданию виртуальных операторов. Всего с мая 2009 года Роскомнадзор выдал лицензии виртуальных операторов нескольким десяткам компаний. Проекты должны начать работать в 2011-2012 годах.
Справка "РГ"
В России пока не более одного миллиона клиентов виртуальных операторов связи. В мире, где такая система действует уже десять лет, зарегистрировано 103 миллиона "виртуальных" абонентов.