Фронтовик, кавалер ордена Славы и молодой отец Армаис Назаров вместе со своей большой семьей живет в полуподвальной комнате армавирской пятиэтажки.
Соседи во дворе, увидев корреспондентов, сразу поняли, что мы ищем Назаровых. "К ним постоянно делегации ходят, - сказала одна из женщин. - А мы все думаем, когда же наконец они переедут в нормальное жилье. Сил нет смотреть, как здесь ютятся".
Спускаемся в помещение цокольного этажа, оборудованное когда-то, скорее всего, под бытовку для дворников. Комната около 15 метров, маленькая кухня, такая же крошечная ванная. Когда-то тут жила мама Евгении Назаровой, а теперь - дочка вместе с мужем и тремя детьми. Старшему сыну 17 лет, дочери - 12, маленькому Артемке всего полтора месяца, а их отцу - 88 лет. Женя младше своего мужа на целых 53 года, но ее судьба никак не укладывается в привычный стереотип, когда юные красавицы из-за богатства выходят замуж за убеленных сединами стариков. Здесь случай прямо противоположный, ибо 13 лет назад 22-летняя Евгения связала свою жизнь с 75-летним Армаисом, у которого не было ни кола ни двора.
- До этого я жила в гражданском браке с мужчиной, но он ушел, оставив меня с сынишкой на руках, - рассказывает Женя. - Как-то зашла к подруге, там и встретила Армаиса. Он сыночка моего сразу на коленки к себе посадил, а меня стал расспрашивать о жизни. Такой ласковый, обходительный мужчина, я и потянулась к нему.
Армаис Карапетович за пару лет до этой встречи похоронил жену, с которой прожил в мире и согласии 48 лет. Его старшему сыну сейчас 62 года, дочери - 57, у обоих свои семьи, а он, оставшись один, затосковал.
- Женя меня к жизни вернула, - говорит. - Я возле нее отогрелся и помолодел. Сначала мы просто встречались, а потом я предложил жить вместе, и она согласилась.
Первое время они жили в его саманной хате, которую он построил вскоре после войны. Вскоре Женя сообщила, что ждет ребенка.
- Он тогда и испугался, и обрадовался, - вспоминает Евгения. - Я же старый, говорит, не успею дитя поднять. "Зато я молодая", - отвечаю. Вот так на свет появилась наша дочка.
Армаис назвал ее Верочкой - в честь умершей жены. Девочке сейчас 12 лет, она перешла в шестой класс, отец гордится школьными успехами своей дочки.
- Она умница, учится почти на одни пятерки, - говорит он. - В нашу породу пошла, у нее даже родинки как у меня.
Перед рождением Веры они зарегистрировались, а вскоре ветеран переоформил свою хату на старшего сына.
- Посчитал это своим отцовским долгом, - поясняет он. - Подумал, если вторую семью создал, нельзя старших детей ущемлять. Ведь от государства я никогда ничего не получал, надеялся, что нам с Женей, Виталиком и Верочкой обязательно должны дать квартиру.
Однако Назаровых даже не по ставили на учет нуждающихся, сославшись на то, что бывший фронтовик сознательно ухудшил свои жилищные условия. В детали этой необычной житейской истории никто из чиновников, похоже, не вникал. Вот так они вчетвером оказались в крошечной квартире Жениной мамы (несколько лет назад она оформила ее на дочь). В комнате с трудом вмещаются три диванчика и шкаф. На кухне натянуты веревки для пеленок Артемки, сам он посапывает тут же в коляске.
- Разве так должна жить семья фронтовика? - едва не плачет ветеран. - Вы не представляете, до чего мне обидно!
Армаис Карапетович достает военный билет. С фотографии смотрит бравый молодой человек. По служной список - от сапера до помощника командира стрелкового взвода.
- Я в боях под Туапсе участвовал, на Малой земле воевал, до Праги 40 километров не дошел - ранили. Пулеметчиком на фронте был. Сначала из "Максима" фашистов бил, а потом из "Горюнова". В одном бою четыре диска отстрелял, обещали к званию Героя представить, но потом наградили орденом Славы.
После войны Назаров стал хлебопеком. Говорят, за его хлебом и булочками люди в очередь выстраивались, а Женя рассказывает, что и сейчас по праздникам муж ставит тесто и печет свои знаменитые булочки.
- Он в последнее время заметно сдал, потому что переживает сильно, - поясняет она. - Ведь еле добились, чтобы его на квартирную очередь поставили. Сначала сказали, что 10 лет придется ждать, а потом в Москве какой-то закон вышел, после чего у нас в мэрии документы наконец приняли.
В конце прошлого лета Женя сказала мужу, что ждет ребенка.
- Верочка подросла, а мне так маленького захотелось, - говорит молодая мама. - Когда сказали, что будет сын, Армаис решил его назвать Артемом - в честь своего фронтового друга. Он появился на свет 28 мая - вес 3700, здоровый, крепенький, симпатичный малыш. Когда отец пришел встречать жену с ребенком, на порог роддома высыпал чуть ли не весь медперсонал, чтобы посмотреть на "молодого папашу", которому месяц назад стукнуло 88 лет. Все досужие разговоры, что это не его ребенок, Армаис напрочь отвергает.
- Моя это кровиночка, у него даже родинки все мои, - уверяет он. - Отец до 103 лет дожил, я в него, наверное, пошел.
Мэр Армавира подарил Артему коляску, а вот новой квартиры к рождению сына фронтовик так и не дождался, хотя очень на это надеялся.
- К 65-летию Победы получили квартиры 16 ветеранов Армавира, вставших на очередь до 2005 года, - пояснила корреспонденту "РГ" заведующая жилищным сектором мэрии Наталья Гладышева. - Жилищный вопрос Назаровых решится в ближайшее время. На счет Армаиса Карапетовича пришли деньги из федерального бюджета в размере одного миллиона 96 тысяч рублей. Нужно добавить 350 тысяч, чтобы приобрести трехкомнатную квартиру на вторичном рынке. На большее в городском бюджете денег нет. Как только купим, семья в нее переедет.
Кстати
Артем, сын Армаиса, даже не догадывается, что он может попасть в Книгу рекордов Гиннесса как сын самого пожилого отца. Но его отец с удовольствием бы обменял эту честь на нормальную квартиру...